С 2011 года в Армении все дети в возрасте от шести до восьми лет в обязательном порядке посещают шахматные секции. По меньшей мере для одного из этих детей уроки шахмат себя оправдали.
Меня загнали в ловушку, выхода не было. Королю было некуда бежать, а мой слон на этот раз уже не мог меня спасти. "Шах йев мат", - провозглашает мой соперник, 11-летний Микаэл.
- Лас-Вегас: шахматы как часть игорного бизнеса
- Гарри Каспаров возвращается в большие шахматы
- Илюмжинов: счета ФИДЕ в UBS никто не закрывал
Я не удивлена: всего несколько дней назад Микаэл завоевал титул чемпиона среди всех школьных секций страны, и этот титул далеко не единственный.
Он играет в шахматы с пяти лет.
"Я научился у папы с дедом, а еще каждую неделю уроки в школе", - рассказывает мне Микаэл в ереванской квартире, где живет его семья.
Один из героев Микаэла - Левон Аронян. Харизматичный 35-летний игрок, один из многочисленных армянских гроссмейстеров, поднимался до второго места в общемировых рейтингах. Аронян стал суперзвездой и национальным героем в стране, не привыкшей к спортивным успехам.
Мама Микаэла, Нара, с гордостью показывает мне кубки и медали сына.
"Микаэл хочет стать чемпионом мира. Чтобы отточить технику, он смотрит международные игры, - говорит она мне за крошечной чашечкой сурча - крепкого армянского кофе. - Мы не оказываем никакого давления - он занимается тем, что любит, и это самое важное".
Нара ездит вместе с сыном на все турниры, включая международные.
"Я теперь не могу у него выиграть", - с грустью говорит мне старшй брат Микаэла, Хачатур.
"У Микаэла потрясающая способнось забираться в голову оппоненту. Если его побеждают - он изучает стиль игры и ходы противника и в следующей партии уже инстинктивно знает, как победить. А еще он запоминает каждую партию и потом может воспроизвести ее на доске", - добавляет Хачатур.
Терпение Микаэла окупается. Его рейтинг среди армянских шахматистов-юниоров растет с огромной скоростью. Через пару лет он вполне может стать одним из самых юных гроссмейстеров в мире.
В 2011 году Армения стала первой страной в мире, которая сделала обучение шахматам обязательной частью школьной программы.
Чтобы познакомиться с другими юными звездами, я в заполненной маршрутке еду к ереванскому Дому шахмат имени Тиграна Петросяна.
Ереван - древний город. Он на 28 лет старше Рима. Но следов древности почти не осталось. Маршрутка выезжает на Площадь Республики, окруженную элегантными правительственными зданиями XX века и музеями из туфовых блоков.
Ереван переживает строительный бум. Где бы ты ни был, почти постоянно рядом оглушительно гремит отбойный молоток или работает кран. В последние годы правительство страны не слишком заботится о сохранении исторических зданий - вместе этого кругом идет широкомасштабная стройка.
Я выхожу из маршрутки на Кольцевом бульваре. Здесь тихо и зелено.
Кучка людей наблюдает за тем, как несколько пожилых мужчин за шаткими деревянными столами играют друг с другом в шахматы. Я прохожу мимо - в Дом шахмат, где кипит активность: на втором этаже длинные столы заставлены рядами шахматных досок, за которыми играют около 200 детей.
В комнате тихо. Дети ведут себя безупречно - никаких истерик, никто даже не повышает голос. Все дети погружены в игру, на их лицах - серьезные выражения профессионалов. Каждый ход игроки аккуратно записывают в блокноты. Партии здесь могут длиться до двух часов.
Но когда десятилетний Давит делает ошибку, раздается плач. Мария, одна из воспитательниц, по-матерински кладет ему руку на плечо. "Это, в конце концов, просто дети", - говорит она с улыбкой.
На первом этаже находится зал ожидания. Десятки родителей и бабушек, а также несколько дядьев, терпеливо ждут, когда их ребенок вернется с игры. Напряжение чувствуется почти физически. Дети по одному спускаются по устланной ковром лестнице и подходят к мамам. Те обнимают каждого, вне зависимости от того , выиграл он, проиграл или сыграл вничью.
На главном входе стоит бюст Тиграна Петросяна, чемпиона мира по шахматам в период с 1963 по 1969 годы.
"Армения всегда была плотно связана с шахматами, но победы Тиграна стали для нас настоящей революцией", - объясняет мне президент Армянской шахматной академии Смбат Лпутян. Он показывает мне академию - аккуратное трехэтажное здание ослепительно белого цвета в районе, основная часть которого занята серыми советскими многоквартирными домами.
"С тех пор как мы в 1991 году получили независимость от СССР, мы достигли фантастического прогресса", - говорит он с гордостью. С населением в три с небольшим миллиона человек Армения может похвастаться одним из самых высоких в мире показателей по количеству гроссмейстеров.
Лпутян при поддержке президента Армении Сержа Саргсяна был инициатором введения в школах обязательных шахматных уроков.
"Назовите главную причину, зачем вам было это нужно?" - спрашиваю я его.
"Самое важное в шахматах - то, что это честная игра. Маленькие дети учатся чистой и честной игре, и через это - хорошему поведению. Ребенок постоянно принимает стратегические решения, оценивает ситуацию, прежде чем сделать ход. - он делает паузу. - Я считаю, что это приносит большую пользу обществу в целом".
Сегодня в армянских школах работают более 3 тысяч квалифицированных преподавателей шахмат. Многие другие страны хотят пойти тем же путем, говорит мне Лпутян. Он с возбуждением рассказывает о новом институте исследования шахмат, который должен открыться в Ереване в нынешнем году - в нем шахматисты и психологи будут исследовать влияние шахмат на процесс обучения.
Микаэл вместе с тысячами других детей своим упорством сделали Армению величиной в шахматах. Мне же остается утешаться только тем, что меня обыграл потенциальный гроссмейстер.