Уходящая неделя была очень насыщена в плане политических событий. В течении этих дней в центре внимания мировой общественности были развернувшиеся на Ближнем Восток события, в частности, нападение Турции на курдонаселенные регионы Сирии. Об этой военной операции официальная Анкара давно мечтала, но из-за ряда обстоятельств была вынуждена отложить ее проведение на неопределенный срок. И вот сейчас, когда казалось, что сирийские курды укрепили свои позиции в регионе и вкушают плоды сотрудничества с Россией и США, выяснилось, что не так все радужно у курдов, и дружба со сверхдержавами может так же неожиданно исчезнуть, как и появилась в свое время.
В целом, атака турок была предсказуема. Как было предсказуемым и поведение России и США в Сирии в общем, и в вопросе курдов в частности. На практике курды сегодня оказались в ситуации очень знакомой нам - армянам. Когда геополитические и экономические интересы сверхдержав преобладают над национальными интересами того или иного народа. Мы видели это в начале прошлого века. И не странно, что в наши дни часто проводятся подобные сравнения.
У самих курдов было достаточно времени, чтобы понять, что после фактической нейтрализации террористической организации «Исламское государство», изменятся и приоритеты Соединенных Штатов и России как в Сирии, так и в самом регионе. По крайней мере, сигналы, полученные от проведенного в Иракском Курдистане референдума независимости, должны были быть достаточными для того, чтобы курды увидели все это. Но курды так и не осознали свое истинное место и значение в регионе и были вовлечены в новой авантюре, результатом которой стало нападение Турции.
В итоге, намерение американцев вооружить курдов стало основной причиной нападения Турции. И если говорить начистоту, то нужно отметить, что мне не верится, что Турция и США в этом вопросе имели какие-либо разногласия. Сколько бы стороны не обвиняли и даже озвучивали угрозы в адрес друг друга, американцы дали Эрдогану отличную возможность войти в Сирию и даже предоставили определенную легитимность действиям Анкары. Это какраз тот случай, когда факты действительно говорят сами за себя.
Обманутая сторона в этой история — Россия, которая так воодушевилась от мнимого ухудшения турецко-американских отношений, что готова сотрудничать с Турцией практически по любому вопросу. Вывод российских войск перед нападением Турции на Африн является одним из ярких и горьких доказательств этому. Правда, и Анкара идет на некоторые уступки Москве, например, никак не препятствует продвижению сирийских войск в направлении Идлиба, однако в вопросе контроля над приграничными курдонаселенными регионами Турция готова пойти и на большие жертвы.
Как бы то ни было, сейчас можно констатировать, что в политическом и дипломатическом отношении Турция проделала очень плодотворную работу, которая позволила ей начать военную операцию под названием «Оливковая ветвь» в Сирии.
То, что Ближний Восток еще долго будет страдать от различных войн, думаю, очевидно. И если честно, то судьбой курдов я не особо и интересуюсь. Во всей этой истории самым тревожным является то, что Турция располагает большим ресурсом для достижения соглашений со сверхдержавами. Важно представить себе, что в одном богатом природными ресурсами регионе, где все воюют против всех и где решающую роль играет мировая политика, Турция может взять на себя ведущую роль и продвигать свои интересы. При этом, делает она это посредством сложных политических комбинаций и серьезных военных возможнойстей.
Согласитесь, это довольно тревожный факт. Вне всяких сомнений, что добившаяся таких успехов на Ближнем Востоке Турция не станет довольствоваться только ролью влиятельного игрока в регионе. Официальная Анкара давно смотрит направо и налево, проявляет активность в бассейне Черного моря, на Балканах и в нашем регионе. Правда, многие пытаются ограничить подобную активность, но мы уже увидели, что в вопросе Сирии Анкара сумела получить все соглашения.
Возвращаясь к теме Сирии, хотел бы отметить очень интересную стратегию и осмотрительность по данному вопросу Исламской Республики Иран. В эти дни многие заметили весьма легкую реакцию Тегерана по вопросу нападения Турции. Иран пока выжидает. В Тегеране понимают, что использованные американцами, преданные русскими и атакованные турками курды рано или поздно побегут за помощью в объятья иранцам. Понимают и то, что в Сирии, так же, как и в Ираке, доминантная роль будет за той страной, которая сегодняшней экономическому пользе предпочтет долговременную политическую выгоду. То есть это будет он сам — Иран. И это хорошо. Хотя бы с точки зрения усмирения аппетита Турции.