Преобразование некоторых исторических зданий может многое рассказать о прошлом. История превращения церкви Сурб Теодорос в мечеть Куршунлу является ярким примером этого. Тигран Мигунд Бояджян в своей книге, опубликованной в 1950 году в США, рассказал трагическую историю церкви. Вот несколько отрывков из этой книги, которая сегодня почти утеряна:

«Mкртич Нагаш был духовным лидером Амида и архиепископом церкви Сурб Теодорос. Он построил при церкви семинарию. Монастырь граничил с крепостными стенами и доходил до западных стен города и места нового рынка, а рынок лошадей был включен в него.

Первая четверть XV века, самые трудные для Армении времена, пришлись на господство туркоманов Ак-Коюнлу и Кара-Коюнлу. Туркоманы Кара-Коюнлу управляли территорией, включавшей в себя Армению и север Персии с Табризом в качестве столицы, тогда как туркоманы Ак-Коюнлу управляли территорией на юге Армении, простиравшейся от Месопотамии до проливов. Амид был включен в этот ареал. Во времена Нагаша правителем туркоманов Ак-Коюнлу был султан Осман. Нагаш установил с ним дружеские отношения и получил разрешение на строительство большого церковного купола. В те времена христианам не позволялось делать что-либо без разрешения правителей. Получение указа правителя на строительство купола в данных условиях было дипломатическим успехом Нагаша».

Считается, что Нагаш умер в Амиде и похоронен в церкви Сурб Теодорос в соответствии с традициями тех времен. Бояджян характеризует утерю церкви Сурб Теодорос как одно из самых трагических событий в армянской истории. Он пишет: «Божий человек посвятил свою жизнь славе этого здания, превратив его в культурный центр, а спустя около 75 лет другой божий человек отдал его неверным, и оно стало мечетью Куршунлу. Какой позор!»

История предательства

«В 1516-1517 гг. сын османского султана прибыл в Амид и за хороший прием пожелал подарить городу мечеть. Бродя по городу, он не мог найти подходящего места и поднялся на башню Виранкале. Завязав себе глаза, он наугад выпустил стрелу с красной ленточкой. Он объявил, что вознаградит того, кто найдет стрелу, а также построит мечеть там, где упадет стрела и даст высокую цену владельцу этого места за его отчуждение.

Спустя примерно неделю священник, проводивший ремонтные работы в церкви Сурб Теодорос, на крыше храма нашел стрелу с красной ленточкой. На следующий день он принес стрелу сыну султана, рассказав, что он — христианин, но решил, что истинной религией является Ислам.

Сын султана спросил, кому он должен заплатить за отчуждение, на что священник ответил, что тот может отдать плату ему, дабы он мог разделить ее между владельцами. Получив такой ответ, сын султана приказал своим людям сыпать на ковер золото из его сокровищницы. Они сыпали золото до тех пор, пока священник не воскликнул: «Довольно». Священник был настолько ослеплен жадностью, что смог лишь произнести «Довольно», когда на ковре образовалась гора из золота. После чего сын султана спросил:

«Ты сказал, что с детства почитаешь Ислам. Но ведь ты — христианин, божий человек, верно?»

Священник ответил: «Да, Ваше высочество».

— Полагаю, ты приносил клятву верности своему долгу, верно?

— Да, Ваше высочество, но речь идет о христианском богословии.

— А теперь слушай меня внимательно. Я вижу, что из-за золота, что на ковре, ты отказываешься от своей веры. Ты предаешь свою клятву, как будто это простая накидка. Я не являюсь божьим человеком, но уверен в том, что не найдется муфтия или имама, который, выслушав твою историю, согласился бы на твое обращение в Ислам. Ты — жалкое существо, ты даже не осознаешь, что предаешь свой народ? Поскольку я не могу нарушить свое обещание, вот мой приказ...

После этого сын султана вызвал своих солдат и приказал им сложить золото в мешок и взвалить его на плечи священника. Он сказал: «Отрубите ему голову на центральной площади города, а пожалованное ему золото раздайте городским беднякам».

Затем сын султана написал письмо архиепископу церкви, в котором разъяснил ситуацию. Он пожелал, чтобы в течение трех дней из церкви вывезли все имущество, а ее саму передали мусульманам.

Через три дня армяне забрали все, что смогли, а оставшееся было предано огню мусульманами. Вот так церковь Сурб Теодорос погрузилась во тьму. На правой стороне двери церкви Сурб Киракос есть надпись, которая гласит:

«Сурб Теодорос стал мучеником в 1517 году».

Жизнь, посвященная красоте: Mкртич Нагашян

Знаменитый поэт позднего средневековья, миниатюрист и божий человек, Mкртич Нагаш родился в селе Пор, что в Битлисе, в 1394 году. Он изучал философию и теологию, хорошо понимал несколько восточных языков, а также классический греческий язык. После смерти своей супруги в 1420 году он отправился в Амид, где стал священником. В 1430 году он был назначен архиепископом 24 провинций. Пользуясь покровительством султана Османа, он строил новые церкви, восстанавливал старые и основывал школы. В 1434 году он по собственному проекту построил монастырь Бардзраайац Сурб Аствацацин в Эргани. В период с 1439 по 1443 гг. он восстановил церковь Сурб Теодорос в Амиде. Церковный купол оказался выше минаретов городских мечетей, и это привело фанатичных мусульман в ярость. Наследовавший Осману Хамза отдал приказ снести купол церкви.

Опечаленный этим сносом, Нагаш покинул Амид и отправился в Константинополь. Спустя четыре года сын Хамзы, Джихангир, пригласил его в Амид и позволил восстановить купол. Реставрация завершилась в 1447 году усилиями мастера Некамеда.

Мкртич Нагаш умер в 1470 году, оставив после себя многочисленные стихотворения, воспоминания и исторические документы.
Мысли и позиции, опубликованные на сайте, являются собственностью авторов, и могут не совпадать с точкой зрения редакции BlogNews.am.