Тер-Петросян пошутил над Ованнисяном, своим соперником в борьбе за протестный электорат

«Молитва с Вовой не была мечтой моего детства»

Фото: pic.1in.am

В Армении партия «Наследие» во главе с Раффи Ованнисяном, который занял второе место на последних президентских выборах, и «Армянский национальный конгресс» во главе с бывшим президентом страны Левоном Тер-Петросяном ведут борьбу за лидерство в оппозиционном поле. Недавно Ованнисян во время оппозиционого марша неожиданно помолился совместно с начальником полиции Армении Владимиром Гаспаряном, что послужило поводом для шутки со стороны его соперника Тер-Петросяна.

В поисках выхода из тупика

19 апреля лидер оппозиционной партии «Наследие» Раффи Ованнисян, занявший на президентских выборах 18 февраля второе место, однако не признающий их итогов и считающий, что на выборах победил он, провел собрание своих сторонников, в ходе которого заявил о создании гражданского движения «Новая Армения».

«Далее невозможно терпеть этот режим, при котором мы увидели события 1-го марта (имеются в виду массовые беспорядки 1-2 марта 2008 года в Ереване, приведшие к человеческим жертвам — Прим.ред.), увидели политзаключенных, а 18-го февраля увидели фальсифицированные выборы. Это движение станет концом существующего режима», – заявил Ованнисян.

По словам лидера «Наследия», движущей силой нового движения станут сами граждане Армении. Движение будет надпартийным, и к нему смогут присоединиться те оппозиционные силы, которые согласятся совместно бороться против властей.

Лидер «Наследия» сообщил, что проведет с 22 по 27 апреля «заловые» встречи в областях Армении, на которые приглашаются все желающие. В ходе этих встреч он будет «отчитываться о проделанной работе».

Он отметил, что после визитов в регионы и обсуждений, 9-го мая в 15:00 на Площади Свободы в Ереване будет созвано следующее гражданское собрание, на котором будут подведены итоги месяца и намечено, по какому пути народ «будет двигаться к победе».

«После 9-го мая мы должны будем заключить с нашим народом, гражданами, политическими силами и инициативами «Договор о Новой Армении»», – сказал Ованнисян.

Если друг оказался вдруг…

Коснулся на собрании Ованнисян и событий 9 апреля, когда едва не произошло столкновение протестующих против итогов выборов с силами правопорядка. Эти события показали ограниченность ресурса давления на власть у Ованнисяна. Показали, как мало людей, готовых не только критиковать власти в Facebook’e, но и реально выйти на улицу и бороться с ними.

Другим важным уроком для Ованнисяна стало то, что публично заявляющие о его поддержке оппозиционные лидеры более мелкого ранга в любой момент могут отколоться от него, попытавшись возглавить протестное движение, как это попытался сделать экс-кандидат в президенты Андриас Гукасян.

В этой связи Ованнисян заметил, что, возможно, 9 апреля некоторые сочли, что более сильны, и пошли своим путем, и что он приветствует это, поскольку это их воля.

При этом он заметил: «Могли бы сделать это раньше и нечестно, когда делают на пике борьбы. Но народ сам возьмет власть, невзирая на роль личности».

Ованнисян, в очередной раз, подчеркнул, что правящий режим должен быть смещен без крови, а также отметил, что пришло время, чтобы политические силы доказали, что «они готовы быть рядом с народом на передовой линии борьбы».

Призрак 2008-го преследует Саргсяна

Что касается самих событий 9 апреля, когда прошла инаугурация президента Армении Сержа Саргсяна, то начало его второго пятилетнего срока, как и первого, ознаменовалось массовыми акциями протеста оппозиции, не согласной с итогами выборов.

Вероятно, Саргсяна еще долго будет преследовать призрак 2008 года, когда массовые акции протеста оппозиции во главе с первым президентом Левоном Тер-Петросяном вылились 1-2 марта в беспорядки и столкновения митингующих с силами правопорядка, в результате которых погибли десять человек, свыше двухсот были ранены.

Однако в этот раз Саргсян, который, в отличие от тогдашнего президента Роберта Кочаряна, сторонник решения проблем более мирными способами, воздержался от разгона нескольких тысяч митингующих, решившихся пройти маршем по проспекту Баграмяна к президентской резиденции.

Протестующим сначала удалось прорвать полицейское оцепление на пути к резиденции, однако затем на их пути встали мощные полицейские кордоны, перегородившие проспект. Учитывая потерю контроля Ованнисяном и руководством «Наследия» над митингующими (которые были настроены намного более радикально, чем их лидеры), некоторое время казалось, что столкновение неизбежно.

Лишь после личных переговоров начальника полиции Армении Владимира Гаспаряна с Ованнисяном, большая часть митингующих во главе с ними направилась к мемориалу жертв Геноцида армян «Цицернакаберд», где Ованнисян и Гаспарян совершили молитву (вызвавшую затем в обществе множество пересудов и ставшую источником множества шуток). Затем протестующим во главе с лидером «Наследия» все же разрешили пройти шествием около резиденции.

В ходе всей этой акции протеста полицейские арестовали ряд наиболее рьяно стремящихся пройти к резиденции президента оппозиционеров, однако затем все они были освобождены.

АНК переходит в контрнаступление

В свою очередь, в апреле активизировался и возглавляемый первым президентом Армении Левоном Тер-Петросяном Армянский национальный конгресс (АНК), с 2008 года считавшийся ведущей силой радикальной оппозиции.

Если Ованнисян решил пойти по пути, проторенному еще в 2008 году Тер-Петросяном – сформировать на базе своей партии народное движение и перейти к долгосрочной борьбе с властями, то первый президент (вероятно, поняв тщетность этого пути) решил пойти по другому пути и инициировал формирование вместо движения АНК партии АНК, костяк которой должна составить его родная партия – Армянское общенародное движение (АОД).

В ходе учредительного съезда новой партии, на котором он был избран ее председателем, Тер-Петросян заявил, что не видит никакого смысла в присоединении руководства АНК к протестному движению, возглавляемому Ованнисяном.

По его словам, АНК с самого начала заявил о том, что признает победу Ованнисяна на президентских выборах, и «в политическом плане это была самая серьезная поддержка, которую может оказать оппозиционная партия, имевшая не слишком хорошие отношения с «Наследием»», и что якобы почти половина митингующих на площади Свободы всегда состояла из сторонников АНК.

Что касается часто звучащего вопроса, почему руководство АНК не стоит рядом с Ованнисяном на площади, Тер-Петросян в своейственной себе ирночничной манере заявил, что не видит в этом смысла. «Чтобы пойти помолиться с Вовой Гаспаряном? Извините, хотите верьте, хотите нет, но молитва с Вовой не была мечтой моего детства», – пошутил он.

Тер-Петросян добавил, что АНК поддерживает исключительно политические процессы, а «в событиях поствыборного периода мы увидели все, кроме политического процесса».

В отличие от своего лидера, секретарь парламентской фракции АНК Левон Зурабян был более прямолинеен, заявив, что протестное движение во главе с Раффи Ованнисяном зашло в тупик. «Сегодня уже очевидно, что руководящие этим протестным движением политические лидеры не смогли действовать адекватно этому протесту, из-за чего это протестное движение сегодня зашло в тупик», – сказал он в ходе учредительного съезда партии АНК.

Наряду с шагами по реорганизации движения в партию и консолидации внутренних сил, АНК начал и проведение уличных акций протеста с целью вернуть под свое влияние уступленную «Наследию» «улицу», а заодно и нанести удар по кандидату от властей на выборах мэра Еревана (действующий мэр Тарон Маркарян).

Так, 19 апреля активисты АНК организовали акцию протеста перед мэрией Еревана, где у них у них произошло столкновение с полицией, не допустившей их к зданию мэрии.

В лидеры выходит партия олигарха

На съезде своей партии Тер-Петросян также заявил, что АНК готов сотрудничать с «Наследием» и с другими не провластными политическими силами ради победы оппозиции на выборах в Совет старейшин Еревана.

Однако сами эти не провластные партии занимают выжидательную позицию, вероятно, ища способ использовать нынешнюю ситуацию в своих целях, чтобы набрать побольше голосов на предстоящих 5 мая выборах в Совет старейшин Еревана (который затем изберет мэра).

Так Армянская революционная федерация Дашнакцутюн, с одной стороны, бойкотирует инаугурацию Сержа Саргсяна и заявляет о поддержке Раффи Ованнисяна, в лице главы своей парламентской фракции Армена Рустамяна участвует в его мероприятиях и заявляет о стремлении усилить это оппозиционное движение, а с другой стороны, тот же Рустамян участвует в консультациях президента Саргсяна с депутатскими фракциями парламента с целью назначения премьер-министра.

С другой стороны, по его словам, очевидно, что повсеместное недовольство сохраняется. Более того, 9 апреля случилось беспрецедентное событие – в инаугурации Сержа Саргсяна не приняли участие главные политические силы страны – АНК, партия «Процветающая Армения», АРФД и партия «Наследие».

На роль лидера в оппозиционном поле Армении сейчас вышла квазиоппозиционная партия «Процветающая Армения» во главе с одним из крупнейших олигархов Армении Гагиком Царукяном, обладающая, в отличие от других оппозиционных сил, мощными финансовыми и информационными ресурсами.

Царукян также бойкотировал инаугурацию президента Саргсяна под предлогом деловой поездки зарубеж (при этом на инаугурации были почти все депутаты-предприниматели от ППА). Однако, согласно публикациям в СМИ, он сейчас занят закулисными переговорами с властями вокруг формирования будущего правительства и возможного вхождения «Процветающей Армении» в новую коалицию с РПА.


 

Мысли и позиции, опубликованные на сайте, являются собственностью авторов, и могут не совпадать с точкой зрения редакции BlogNews.am.