24 ноября на саммите «Восточного партнерства» в Брюсселе Армения подписала Соглашение о всеобъемлющем и расширенном партнерстве с Евросоюзом. Многие армянские общественно-политические деятели в связи с этим устроили целый «праздник» в Фейсбуке посредством изобилия статусов и публикаций, в которых одни благодарили европейцев за предоставленную возможность быть частью Европы, а другие — говорили о том, что с подписанием этого документа власти страны вместе с европейскими чиновниками одержали победу над пятой колонной. Пятую колонну они называют людей, которые задаются вопросом о том, что дает Армении новый формат взаимодействия с ЕС и относятся скептически к «филантропическим» проектам извне. Интересно то, что представители общественных организаций, которые много лет получают гранты из западных фондов на свою подрывную деятельность, позволяют себе подобные высказывания, но это отдельная тема для разговора.
Что дает Армении Соглашение с ЕС
Именно этим вопросом задается обычный человек, если он не имеет никаких отношений с иностранными фондами, которые «заботятся» о развитии гражданских институтов в других странах. Иначе, если послушать страстных любителей Евросоюза — Армения станет жить лучше и богаче, но на это нужно время, потому что сразу и быстро ничего не бывает. Именно такие идеи звучат со стороны знатоков по вопросам прав человека, но интересно то, что в случае с ЕАЭС эффект ожидался моментальный, а его отсутствие стало поводом для тотальной критики. Такое поведение вполне укладывается в логику работы общественников и политиков, которые обслуживают интересы Запада, так как двойные стандарты — метод их совместной деятельности.
Новый документ, по большому счету, формально призван улучшить экономическое состояние страны посредством тесной кооперации с ЕС, а также провести реформы в законодательстве, способствовать развитию гражданского общества и прав человека. Ожидается также начать процесс по либерализации визового режима, чтобы граждане Армении могли получать визы для посещения стран ЕС в более облегченном виде. Только вот возникают вопросы: почему в понимании западных чиновников сотрудничество означает вмешательство? Разве сотрудничество между странами означает учить друг друга, как нужно поддерживать НКО внутри страны и развивать гражданское общество? Или сотрудничество означает указывать правоохранительным органам другой страны, как нужно им действовать во время спецопераций по пресечению преступлений? Или сотрудничество — когда одна страна финансирует внутри другой ее граждан для лоббирования необходимых законов, которые абсолютно не отвечают реальным запросам общества?
Молдавия, Украина, Грузия — яркие примеры того, что поздравлять друг друга армянам пока рано, не нужно также питать иллюзий по поводу того, что европейские рынки откроют свои двери в ожидании армянских товаров. Политическое руководство Молдовы тоже радовалась этому факту, однако, в итоге оказалось, что молдавские товары абсолютно не соответствуют необходимым стандартам. Сегодня можно посмотреть на экономические показатели Молдовы и сделать вывод, что получила эта страна от Евросоюза. С уверенностью можно сказать, что Молдова получила законы, которые ей абсолютно были не нужны, имеется в виду, законы которые сейчас активно продвигаются в Армении: закон о предотвращении насилия в семье и т. п.
Очевидно, что радоваться нужно, в первую очередь, грантовым НКО, которые смогут и дальше продолжать свою подрывную деятельность, направленную на дискредитацию армяно-российских отношений, участия Армении в ЕАЭС и ОДКБ, а также некоторым прозападным чиновникам в госорганах, которые продолжат двигать страну в сторону Запада за приличные гонорары.
О подлинных интересах Армении должны задумываться не в других странах, а в самой Армении. Кто бы что не говорил, однако, существует политическая действительность, а она заключается в том, что Запад преследует свои цели, которые направлены на вытеснение интересов России и интересов самой Армении в регионе. Сейчас ЕС из практических соображений принял принцип «и-и», однако, один раз он уже ставил Армению перед фактом, поэтому не исключается, что в будущем подобная попытка будет снова повторена.
Соглашение с Евросоюзом может аукнуться совсем скоро, когда окажется, что законодательство Армении, госчиновники, активная часть ее общества полностью адаптированы к европейским стандартам, в которых найти чисто армянский интерес уже будет очень сложно. Надеюсь, что до этого в обществе возникнет реальный запрос на понимание того, что, на самом, деле есть армянский интерес и как его нужно отстаивать.