Американская администрация не собирается выводить свой военный контингент из Сирии после ликвидации «Исламского государства»*. США собираются создать в стране «управленческие структуры», не подчиняющиеся Дамаску. Речь идёт о возможном появлении курдского квазигосударства на севере САР, вблизи турецкой границы. Об этих намерениях Вашингтона пишет The Washington Post. В Белом доме рассчитывают использовать курдский сепаратизм для давления не только на Дамаск, но и на Анкару, считают эксперты. Как США планируют закрепиться в Сирии — в материале RT.

США не намерены выводить вооружённые силы из Сирии после разгрома «Исламского государства»*. Американские военные закрепятся в северных районах страны, чтобы не допустить переход этих территорий под контроль Дамаска. Об этом со ссылкой на источники в правительстве пишет газета The Washington Post.

Издание отмечает, что скорое уничтожение ИГ практически неизбежно, а это означает, что исчезнут какие бы то ни было основания для пребывания американских военных в САР.

Формальным поводом для начала бомбардировок сирийской территории силами ВВС США в 2014 году стала борьба с террористическими группировками «Исламское государство» и «Джабхат ан-Нусра»**. При этом операция не была санкционирована ни властями Сирии, ни Совбезом ООН.

Военные победы Дамаска при поддержке России и Ирана укрепили политические позиции режима Башара Асада — три года назад, когда стартовали переговоры в Женеве, сирийская оппозиция располагала куда большими возможностями для давления на Дамаск, пишет The Washington Post.

По мнению авторов статьи, сегодня единственным залогом того, что войска Асада не вернут под свой контроль всю сирийскую территорию, может стать сохранение в стране военного контингента США. Речь идёт о противостоянии не только Дамаску, но и Тегерану, который заинтересован в «политическом выживании сирийского режима».

Военное присутствие США в Сирии позволит оказывать давление на Асада, надеются в Вашингтоне. Штаты продолжат также оказывать поддержку Сирийским демократическим силам (SDF), а в северных районах САР будут созданы «управленческие структуры», не подчиняющиеся Дамаску.

«<…> Присутствие американских войск на севере Сирии, находящихся там с целью поддержки Сирийских демократических сил (СДС), состоящих преимущественно из курдских формирований, планируется использовать в качестве рычага давления на Асада с тем, чтобы вынудить его пойти на уступки в ходе (очередного раунда. — RT) Женевских мирных переговоров, проводящихся под эгидой ООН. Начало очередного этапа этого процесса, который более чем за три года ни к чему не привёл, запланировано на конец ноября», — говорится в статье The Washington Post.

Параллельно американская администрация рассчитывает на диалог с Москвой, уточнил источник WP. Напомним, в июле 2017 года стороны договорились сформировать зону прекращения огня в юго-западном районе САР, вблизи иорданской и израильской границ.

Другое американское издание, The Wall Street Journal, в публикации, посвящённой итогам состоявшихся накануне переговоров Владимира Путина с Реджепом Эрдоганом и Хасаном Рухани, также приходит к выводу о лидирующей роли России в вопросе сирийского урегулирования. По мнению авторов статьи, США отходят на всё более дальний план, между тем как Москва позиционирует себя в качестве «движущей силы региона».  Переговоры по сирийской проблематике, организованные Россией и её региональными партнёрами, затмевают переговоры, проводимые ООН.

«Прогресс в области снижения уровня насилия в Сирии в большей степени был достигнут на встречах в Астане», — отмечает издание.

Стратегическая цель

19 ноября правительственные войска Сирии (Сирийская арабская армия, САА) сломили оборону боевиков ИГ в Абу-Камале. Таким образом, террористы лишились своего последнего оплота в Сирии.

20 ноября в Сочи с официальным визитом прибыл президент САР Башар Асад. Как отметил в ходе переговоров с сирийским коллегой Владимир Путин, Россия завершает военную операцию в арабской республике.

«Думаю, проблема терроризма имеет глобальный характер. До полной победы над терроризмом, конечно, ещё очень далеко. Но, что касается нашей совместной работы по борьбе с террористами на территории Сирии, эта военная операция действительно завершается», — отметил российский президент.

21 ноября по инициативе американской стороны состоялся разговор Владимира Путина и Дональда Трампа, продлившийся более часа. Беседа состоялась накануне запланированного в Сочи саммита лидеров России, Ирана и Турции, то есть стран — гарантов соблюдения режима прекращения огня в сирийских зонах деэскалации. Так как военная операция близится к завершению, особую актуальность приобретает вопрос политического устройства САР. Ранее Башар Асад уже подтвердил готовность Дамаска к проведению в стране конституционной реформы и свободных выборов.

Таким образом, американские военные и отряды СДС могут в скором времени стать единственным серьёзным препятствием на пути восстановления САР в довоенных пределах.

Как отметил в интервью RT старший научный сотрудник центра арабских и исламских исследований Института востоковедения РАН Борис Долгов, о своём намерении сохранить военное присутствие в САР американское руководство заявляло и прежде — это не секрет. США добиваются отстранения Башара Асада от власти — такова стратегическая цель Вашингтона, определённая ещё при Бараке Обаме.

«Де-факто планы США по созданию независимой государственной структуры на севере Сирии уже реализованы — речь идёт о курдском региональном образовании, — сообщил эксперт в интервью RT. — Также США создали 10 военных инфраструктурных пунктов в САР, а это реальная угроза дезинтеграции и раскола Сирии. Конечная цель этой стратегии — устранение союза Сирии и Ирана, не устраивающего Израиль, а также выдавливание России с Ближнего Востока».

По мнению Долгова, американское руководство пребывает в уверенности, что США могут проводить собственную политику в регионе, не считаясь с мнением других стран. Однако Турция, Иран и Россия не намерены подчиняться диктату США.

«Похоже, Трамп пока не может определиться со своей стратегией на Ближнем Востоке и действует реактивно, — поделился своим мнением в интервью RT политолог-востоковед Владимир Сотников. — Американскому руководству не даёт покоя тот факт, что именно Россия возглавила кампанию по разгрому «Исламского государства».

Обычная практика

Существуют разные данные о численности контингента ВС США в Сирии. В начале ноября генерал-майор Джеймс Джаррард, возглавляющий группу специальных операций по борьбе с ИГ, отвечая на вопрос журналистов, сообщил, что в Сирии находится четыре тысячи американских военнослужащих.

Правда, генерал поспешил отказаться от своих слов, заявив, что оговорился, а на самом деле в САР находится всего 500 американских военных. По официальной версии Пентагона, в Сирии воюют 503 американца. Отметим, что, согласно новой афганской стратегии Белого дома, представленной Трампом в августе 2017 года, власти США не намерены предавать огласке численность своего зарубежного военного контингента.

Что касается СДС, то эксперты оценивают численность этой военной группировки в 30—40 тыс. бойцов, большинство из которых представлено курдскими ополченцами и только небольшая часть — арабами.

Северные районы Сирии контролируются в настоящее время курдами. В марте 2016 года курдские отряды провозгласили образование собственной федерации на севере САР. Дамаск не признаёт это образование: с точки зрения сирийских властей, подобные действия незаконны и подрывают национальное и территориальное единство страны.

Особую озабоченность формирование курдского квазигосударства вызвало у Анкары. С точки зрения турецких властей, курдские отряды народной самообороны — боевое крыло Демократического союза — являются террористической структурой. Укрепление курдских позиций у турецкой границы — источник головной боли турецкого руководства и одна из причин американо-турецких разногласий.

«Сегодня главной опорой США в Сирии стали курдские вооружённые отряды. Сообщается, что в последнее время они заключили негласные соглашения с исламистскими группировками, включая ИГ, поскольку отряды ИГ проходили через курдские позиции, — считает Долгов. — Возможный альянс радикальных исламистов с курдами под эгидой США — новая угроза для сирийской правительственной армии».

Рост курдского влияния вызывает обеспокоенность и у других стран: к примеру, Ирак уже сегодня вынужден бороться с проявлениями курдского сепаратизма на своей территории.

«Фактически, создавая на севере Сирии курдское образование, Вашингтон оказывает давление не столько на Дамаск, сколько на Анкару, а также на другие страны региона. Американцы сейчас не выглядят победителями, но они хотят остаться в Сирии, чтобы оказывать влияние на ситуацию. А сохранение военного контингента США в Сирии необходимо американской стороне для демонстрации силы, чтобы показать, что они готовы в любой момент отреагировать на какие-то процессы, не устраивающие американскую администрацию. Это обычная американская практика», — подытожил Сотников.

* «Исламское государство» (ИГ) — организация признана террористической по решению Верховного суда РФ от 29.12.2014.

** «Хайят Тахрир аш-Шам» («Джабхат Фатх аш-Шам», «Джабхат ан-Нусра», «Фронт ан-Нусра») — организация признана террористической по решению Верховного суда РФ от 29.12.2014.

Мысли и позиции, опубликованные на сайте, являются собственностью авторов, и могут не совпадать с точкой зрения редакции BlogNews.am.