Общеизвестно, что тюркский элемент на Иранском и Армянском нагорьях, а затем и в Малой Азии, массово появился с середины XI в., вследствие нашествия турок-сельджуков. Однако закавтурецкие пропагандисты и тамошние псевдоисторики-истерики, одержимые манией «удревления» своей истории, в различных источниках, в том числе арабских, ищут сведения для «обоснования» некоторых своих фантазий, как то: 

1. Тюрки (следовательно, и закавтурки — С. С.) в регионе жили давно; 
2. История северо-западной части Ирана, известной как Ατροπατηνή, Ատրպատական, Адребадакан, Адарбайджан (здесь и далее буду придерживаться арабской транскрипции — С. С.), Озарбойджан и т.д., — это история так называемой «Азербайджанской республики» и «азербайджанцев»; 
3. Территорию Кавказской Албании арабские авторы нередко называли «Азербайджаном», «Верхним Азербайджаном»; 
4. Упомянутые арабскими авторами города восточного Закавказья —это «азербайджанские города», и т. д. и т. п.[1].

Среди авторов этих измышлений небезызвестный Ризван Гусейнов, Хураман Агаева, не состоявшийся латинолог Амир Эйваз, который тщетно тужился доказать «неправильность» названия древнеармянского государства Великая Армения (см. статью «Великая Армения и скулеж продажных лжецов» и др.

Арабоязычные историографы и географы в своих трудах упоминают многие народы, с которыми общались арабы, или о которых они слышали: коптов, евреев, сирийцев, греков (руми, уруми), армян Киликии и армян собственно Армении, персов, грузин, русских, татар, хазар, китайцев, различные тюркские племена, венгров, германские племена, курдов, согдов, эфталитов и другие.Сведения арабских источников о тюрках закавтурки фальсифицируют и представляют так, как им хотелось бы.

Одна из любимых выдержек закавтурок, это беседа, якобы имевшая место между халифом Муавийей (602- 680) и путешественником аль-Джурхуми, вернувшимся из странствия по Востоку. «Халиф спросил: «Именем Всевышнего, что ты скажешь об Азербайджане?» (разумеется, халиф только и думал об Азербайджане — С. С.). Путешественник ответил: «Это тюркская земля. Они с древности там сосредоточились и, смешиваясь друг с другом, развились и усилились»». Содержание этой увлекательной беседы, согласно закавтуркам, не удосужившимся дать точную ссылку, дескать, передал арабский историограф аль-Куфи (г.р.н. – 926). Я просмотрел труд аль-Куфи «Книга завоеваний» («Китаб аль-футух») в двух вариантах: в варианте лезгинского добровольного патриотического движения «Дуствал» и в варианте фальсификатора Зии Буниятова, который, согласно «Дуствал», все названия «Албания» в тексте аль-Куфи «превратил» в «Азербайджан»[2]. Однако ни в одном из этих вариантах о данной беседе нет ни слова. Может, она существует в некой рукописи аль-Куфи, известной исключительно закавтуркам?

Вряд ли ошибусь, если скажу, что такой беседы вовсе не было. В пользу этой мысли можно привести слова другого арабского автора, Ибн Хишама, на которого также ссылаются закавтурки. В указанном ниже списке литературы, в 1-ом примечании к данной статье они пишут следующее: «Этот же факт об Азербайджане в диалоге между Джурхуми и Муавийей приводится в другом арабском источнике IX века, а именно в труде известнейшего арабского историка Ибн Хишама (Абу Мухаммад, Абдул-Малик Ибн Хишам Ибн Айюб, аль-Хумейри (Химьяри), аль-Басри, умер в 218 г. хиджры / 833 н.э.), автора наиболее популярного в исламском мире «Жизнеописания Пророка»». Я просмотрел это «Жизнеописание…», однако и там тоже нет ни слова об этой беседе, более того, в нем вообще не упоминаются ни тюрки, ни Азербайджан[3].

В своей статье «Азербайджан до X века в арабских источниках» Ризван Бунтурк пишет следующее: «Другой автор Х века ан-Насави пишет, что «Арран (территория Кавказской Албании, так арабы называли часть Азербайджана) — это страна, где тюрки неисчислимы, как муравьи». Слова, взятые в скобки — это очередная фантазия-желание закавтурок, в данном случае — Ризвана Бунтурка, так как сам Насави подобными фантазиями не грешил.
Однако вот что пишет ан-Насави в сочинении «Жизнеописание султана Джалал ад-дина Манкбурны»: «А когда пришла зима, Изз ад-Дин сообщил султану о том, что татары уже двинулись из Учана в его сторону, так как они убедились, что султан находится в Махане. Он советовал ему возвратиться в Арран, так как войска укрепились в его горах и чащах. Кроме того, там столько туркмен, что если они соберутся, то будут, как скопища муравьев или тучи саранчи» (орфография русского перевода — С. С.)[4].


Как видно из этого отрывка, ан-Насави не говорит, что «Арран — это страна, где тюрки неисчислимы, как муравьи», и не говорит о тюрках вообще, а упоминает именно туркмен. Арабские авторы хорошо различают тюркские племена и отмечают это при необходимости, как в данном случае с туркменами. И еще стоит заметить, что арабоязычные историографы и географы, сообщая о различных тюркских племенах, отлично знают и отмечают места их обитания.

Вахб ибн Мунаббих (654/655 – 728/734) в своем труде «Книга корон» («Китаб аль-Тиджан») на стр. 225 упоминает турок-хазар[5].

Надо отметить, что в разнородной массе племен Хазарского каганата превалировали тюркские племена, и арабские авторы часто хазар и их соплеменников, язык которых принадлежал тюркскому языковому семейству, называли турками[6]. Это можно встретить во многих источниках.

Арабский географ греческого происхождения Якут аль-Хамави (1178-1229) во 2-ом томе своей книги «Географический словарь» («Китаб Муджам аль-Булдан») на стр. 436 упоминает о хазарах севернее Дербента и говорит, что это тюркская страна.

Аль-Кади Бахауддин ибн Шаддад (1145-1234) в труде «Биография Салах-ад-дина Айюби» («Китаб Сира Салах-ад-дин аль-Айюби») уже говорит о присутствии в регионе турок-сельджуков, а также упоминает туркмен племени аль-авуджи (на стр. 107).

Абу-ль-Фида (1273-1333) на стр. 158 3-его тома своего труда «Хронологии» упоминает Джалаледдина как турка, а на стр. 90 4-го тома — туркмен.

Историограф Халифа ибн Хайят (776/777 – 854/855) в своей «Истории» («Тарих») на стр. 303, описывая события 90 г. хиджры (далее — х.) (708-709 г.), рассказывает о походе арабов против Бухары. Царь Бухары Вардан Худах (о нем упоминает и Табари) позвал на помощь согдов и турок — соседей по Средней Азии.

Описывая события 104 г. х. (722/723 г.), на стр. 329-330 Хайят упоминает и хазар, и турок как одно и то же племя. Он делает то же самое и при описании событий 112 г. х. (730/731 г.) на стр. 442-443, называя одно и то же войско то хазарами, то турками.

Абу Ханифа ад-Динавари (г.р.н. - 895) в сочинении «Книга длинных известий» («Китаб аль-ахбар ат-тивал») на стр. 78-82 говорит, что с востока на Персию напали турки, а с севера, со стороны Арминии (об Арминии далее — С. С.) на Атропатену — хазары.

Балазури (г.р.н. - 892) в своем труде «Завоевания стран» («Футух аль-булдан») в событиях, описываемых на стр. 197-213, хазар также называет турками.

То же самое встречаем и у Якуби (г.р.н. – 897), который на стр. 313 2-ого тома своей «Истории» («Тарих»), в связи с событиями 104 г. х. (722/723 г.), хазар называет турками. Через несколько строк Якуби говорит о царе хазар — хакане, и это еще раз подтверждает тот факт, что хазары для арабов являлись турками северного побережья Каспия. То же самое видно и из сообщений на стр. 328-329 в связи с событиями 111 и 112 гг. х. (729/730, 730/731), когда турки напали на Атропатену.

Интересные сведение о местах проживания различных тюркских племен дает ибн Хордадбех (820-912) в своем труде «Книга путей и стран» («Китаб ал-масалик уа-л-мамалик»). В главе «Кибла народа каждой страны» на стр. 5 он говорит, что кибла[7] жителей Арминии, Адарбайджана, Хорасана, Табаристана, страны хазар, Кашмира, Индии и др. — на стороне той стены Каабы, где находится ее дверь. А кибла жителей Тибета, страны турок, Китая и аль-Мансура (город в Индии — С. С.) — близко к черному камню; что касается киблы народа Йемена, то они во время молитвы смотрят в сторону южного угла Каабы, и их лица направлены в сторону жителей Арминии. 

Таким образом, страна турок находилась по соседству с Тибетом и Китаем, то есть очень далеко от того места, где хотели бы их видеть закавтурецкие фантазеры. Не надо шутить с киблой…

В главе «Титулы царей стран» на стр. 16-17 ибн Хордадбех называет титулы правителей разных стран, говоря, что все цари турок, Тибета и хазар назывались хаканами, кроме царя тюркского племени харлух, которого называли джаргуйев[8].

О жителях Адарбайджана приводит сведения и арабский географ персидского происхождения Ибн аль-Факих (г.р.н. - после 903 г.). В своем труде «Книга о странах» («Китаб аль-булдан») на стр. 284-285 он рассказывает об Адарбайджане, о происхождении названия этой страны, и говорит, что когда арабы завоевали Адарбайджан, они переселили туда свои племена (то есть арабов — С. С.) из Египта и Сирии, которые захватили земли, и местные жители начали обрабатывать земли для пришельцев. Сообщая такую подробность, аль-Факих не упоминает ни о каких турках в Адарбайджане.

На стр. 286-301 аль-Факих, описывая административную единицу Арабского халифата Арминию[9], в конце приводит легенду о Гоге и Магоге и говорит, что эти народы состоят из 24 племен, и когда Александр Македонский построил стену, чтоб они не нападали на жителей Кавказа, одно из этих племен было в походе. Таким образом, за стеной осталось 23 племени, и они назывались турками, так как были оставлены за стеной (от арабского слова тарака — оставить). Из этой легенды видно, что часть тюркских племен проживала севернее Кавказа, конечно, не во времена Александра Македонского, а в то время, когда арабы узнали об их существовании.

Географ Ибн Хаукаль (г.р.н. – после 977) путешествовал по многим странам от Индии до Атлантического океана, бывал в Армении и Адарбайджане. В сочинении «Картина Земли» («Сурат аль-ард») на стр. 5-9 в §§ 3-4 он рассказывает о составленной им карте обитаемого мира и в числе различных стран упоминает Армению, Арран (аль-Ран), Атропатену (Адарбайджан), многие народы и племена — славян, болгар волжских и дунайских, русских, пацинаков (печенегов), персов, алан (аль-Лан), армян (аль-Арман). Говоря о Китае, Хаукаль отмечает, что страна турок и часть Тибета входят в Китайское царство.

Много сведений о тюрках сообщает известный историограф и богослов Табари (838/839 - 923) в своей «Истории пророков и царей». Описывая завоевания арабов в восточных областях бывшего Персидского государства, в Гиркании (араб. Джурджан, арм. Վրկան, греч. Υρκανία), Хорасане, а также в Средней Азии в период 22 (642/643) – 141 г. х. (757/758), Табари упоминает тюрок в Дихистане (город на территории современной Туркмении — С. С.), за рекой Фергана, в Балхе (город на территории современного Афганистана — С. С.), в Кухистане (область в Иране — С. С.), в Мавераннахре (междуречье Сырдарьи и Амударьи), Хорасане, Невакете (на территории современной Киргизии — С. С.), по соседству с эфталитами, тибетцами, согдийцами, ферганцами.

Автор арамейского происхождения Кудама ибн Джаафар (873/874 - после 932) в шестой части своего труда «Книга податей и искусство секретарства» («Китаб аль-харадж уа синаат аль-китаба») на стр. 252-266 гл. VII, говоря о бюджете пограничных укреплений халифата, упоминает персов, урумов (греков), армян. Говоря о турках, он утверждает, что большинство их проживает в той зоне пограничных укреплений, что находится в Хорасане и называется Нушаджан, располагаясь восточнее Самарканда, то есть в Средней Азии.
Географ Истахри (г.р.н. – после 951) в сочинении «Книга путей и стран» («Китаб ал-масалик уа-л-мамалик») дает подробное описание тех стран, которые он считал частью исламского мира. На стр. 180-194 Истахри пишет об Арминии, Арране и Адарбайджане. Говоря о языках этих стран, Истахри сообщает, что язык Адарбайджана, Арминии и Аррана — персидский и арабский, однако в Двине (столице Арминии) и окрестных областях население разговаривает по-армянски (армания, арминия), а в области Партава язык населения — арранский (аррания). В этом краю есть горы, называющиеся Кабк (Кавказ), вокруг которых живут многочисленные неверные, говорящие на многих языках.

Упомянутый выше географ ибн Хаукаль, рассказывая о языках населения этого региона, отмечает, что в Адарбайджане говорят на персидском (фарисия) и атропатенском (азария), в Армении говорят на армянском (аль-армания), а в столице Аррана, Партаве, говорят на арранском (аррания).

Ценные сведения авторов X в. Истахри и ибн Хаукаля подтверждают, что в этих областях, в том числе в Адарбайджане, никто не говорил на тюркских языках. Если бы там присутствовали тюрки числом, «как муравьи», или «как саранча», нет сомнений, что Истахри и Хаукаль зафиксировали бы их язык.

Географ Мукаддаси (946/947 - 1000) в книге «Наилучшие разделения для познания края» («Ахсан ат-такасим фи марифат ал-акалим»), в главе «Край обширных долин» говорит о городах, ремеслах, реках, озерах Армении (не Арминии), Аррана и собственно Албании (Бун Агванк), отмечая, что большинство населения являются христианами. Этот край холодный, обильный снегом и дождями. В Армении говорят на армянском языке, в Арране — на арранском (аррания). Здесь тоже нет никаких упоминаний о турках в Арране, который нынешние закавтурки объявляют частью своего фантомного «Азербайджана».

Ибн аль-Асир (1160-1233) в своем произведении «Полный свод всеобщей истории» («Аль-камиль фи т-тарих») на стр. 256-257, 259 1-го тома, в связи с персидской политикой в Армении и на Кавказе в VI в., упоминает турок-хазар. Кроме того, аль-Асир упоминает о них на стр. 14-15 3-го тома в связи с событиями 642-643 гг., и на стр. 66 3-го тома в связи с событиями 652-653 гг.

На стр. 186 4-го тома, в связи с походом арабов в Хазарию в 104 г. х. (722/723 г.), аль-Асир пишет, что хазарам помогали кыфчаки (кыпчаки) и другие тюркские племена. Хазар он упоминает и на стр. 199 того же тома, называя их турками.

На стр. 207-208 4-го тома он рассказывает о том, как хазары вместе с другими турками в 112 г. х. (730/731 г.) совершили поход в Адарбайджан, однако потерпели поражение и были выдворены арабскими войсками из Адарбайджана за реку Аракс. На стр. 20 5-го тома в описании событий 145 г. х. (762/763 г.) аль-Асир сообщает, что турки и хазары напали на Баб аль-Абуаб (Дербент) и убили много людей в Арминии. То есть, нападение было совершено с севера.

Со стр. 341 7-го тома в связи с событиями 420 г. х. (1029/1030 г.) и в дальнейшем, в 8-ом томе, Ибн аль-Асир рассказывает о нашествиях турок-сельджуков (огузов) в Адарбайджан и другие страны, входившие в состав Арабского халифата. Он говорит о сельджукских правителях Тугрил-беке, который в 446 г. х. (1054/1055 г.) завоевал Адарбайджан, Алп-Арслане (1063-1072), завоевании Ани (456 г. х., 1063/1064), о судьбоносной битве при Маназкерте (1071), о междоусобицах сельджукских владетелей и т. д.

На стр. 329 - 330 9-го тома, говоря о событиях 617 г. х.(1220/1221 г.), он с большой горечью и страхом пишет о невиданных доселе несчастьях, о зверствах татар, которые пришли со стороны Китая (аль-Син), дошли до Туркестана, оттуда — в Мавераннахр, Самарканд, Бухару, в Атропатену, Арран (Аррания), Дербент, Ширван, Аланию (аль-Лан), оттуда — к кыфчакам (кыпчакам), самым многочисленным среди турок; и везде громили, уничтожали, убивали.

Подытоживая сведения арабоязычных авторов о тюрках, видно, что авторы VII-X вв. (Вахб ибн Мунаббих, Халифа ибн Хайят, Абу Ханифа ад-Динавари, Балазури, Якуби, Ибн Хордадбех, Ибн аль-Факих, Ибн Хаукаль, Табари, Кудама ибн Джаафар, Истахри, Мукаддаси) отлично знали, где проживали разнородные тюркские племена: страна хазар находилась севернее Кавказа, на северо-западной стороне Каспийского моря, по соседству с арабской административной единицей Арминия, а страна остальных тюрок — на востоке, в Средней Азии, по соседству с Тибетом и Китаем.

Авторы XII- XIII вв. (Аль-Кади Бахауддин ибн Шаддад, Ибн аль-Асир), уже сообщают о нашествии турок-сельджуков (огузов), их завоеваниях и закреплении в регионе.
Есть еще одно важное обстоятельство, которое разбивает вдребезги все фантазии о пребывании тюрок в нашем регионе до XI в. Это языки, на которых говорило население региона. Истахри, ибн Хаукаль и Мукаддаси четко констатируют, что кроме государственных языков — арабского и персидского, в Армении говорили на армянском (армания), в Адарбайджане — на персидском (фарисия) и атропатенском (азария), а в столице Аррана, Партаве — на арранском (аррания). Никакого тюркоговорящего массива населения в регионе не было.

Анализ сведений арабоязычных историографов и географов VII-XIII вв. доказывает неоспоримую реальность: до XI в. на Армянском и Иранском нагорьях, на полуострове Малая Азия и на Ближнем Востоке не было массового присутствия тюркского элемента. Фантазии закавказских турок на данную тему не имеют под собой почвы. Подлинную историю невозможно переделать на свой лад.

Седрак САЯС

Продолжение следует…

--------------------------
[1]. Эти и другие абсурдные утверждения приведены в статьях: «Арабские, мусульманские средневековые источники об Азербайджане на Кавказе – Часть 2»; «Азербайджан до X века в арабских источниках»; «Как араб двумя словами разрушил большую ложь о тюрках Азербайджана»; «Топоним Азербайджан в средневековых и более поздних зарубежных источниках» и т.д., которыми закавтурки наводнили Интернет;
[2]. http://www.vostlit.info/Texts/rus/Kufi/frametext2.htm; http://vk.com/dustval;
[3]. http://crimean.org/islam/kitap/sira/83-zhizneopisanie-proroka-muhammada?start=2;
[4]. Жизнеописание султана Джалал ад-дина Манкбурны, гл. 99
(http://www.vostlit.info/Texts/rus8/Nasawi/frametext6.htm);
[5]. Здесь и далее сведения арабских источников приведены из следующих изданий: «Արաբական աղբյուրները Հայաստանի և հարևան երկրների մասին, Յակուտ ալ-Համավի, Աբու լ-Ֆիդա, Իբն Շադդադ, կազմեց Ա.Տ. Նալբանդյան, Երևան, 1965; Օտար աղբյուրները Հայաստանի և հայերի մասին, 11, Արաբական աղբյուրներ Բ, Իբն ալ-Ասիր, թարգմանություն բնագրից, առաջաբան և ծանոթագրություններ Արամ Տեր-Ղևոնդյանի, Երևան, 1981; Օտար աղբյուրները Հայաստանի և հայերի մասին, 16, Արաբական աղբյուրներ, Գ, Արաբ մատենագիրներ, Թ-Ժ դարեր, ներածությունը, բնագրերից թարգմանությունը Ա. Տեր-Ղևոնդյանի, Երևան, 2005 (далее — Ա. Տեր-Ղևոնդյան, 2005); а также из трудов арабских авторов на сайте http://www.vostlit.info/; 
[6]. См. Ա. Տեր-Ղևոնդյան, 2005, стр. 125, примеч. 3;
[7]. Сторона, к которой направлено лицо молящегося, то есть к главной святыне Ислама — Каабе. Кааба — кубообразное строение в центре мечети Аль-Харам в Мекке. В восточном углу Каабы вмонтирован черный камень яйцевидной формы;
[8]. Харлухи или карлуки — группа тюркских племен, в VII в. живших в верховьях Иртыша; в начале VIII в. харлухи двинулись на запад, в Среднюю Азию (см. Ա. Տեր-Ղևոնդյան, 2005, стр. 455, примеч. 9); 
[9]. Несмотря на то, что в 885 г. армянскими Багратуни была восстановлена независимость значительной части Армении, арабские авторы продолжали говорить о ней как о части Арабского халифата.

Мысли и позиции, опубликованные на сайте, являются собственностью авторов, и могут не совпадать с точкой зрения редакции BlogNews.am.