В Армении не утихают общественные протесты по поводу возможности принятия закона «О семейном насилии». Как успели заметить с юмором армянские пользователи социальных сетей, только в результате «семейного насилия» власть и оппозиция в стране объединились (на самом деле, ситуация странная — для крайне поляризованной в политическом аспекте Армении, радикальная парламентская оппозиция в лице блока «Елк» полностью поддерживает действия властей Армении, что в нынешних реалиях является достаточно необычным явлением, которое вызывает понятное недоумение у той части населения, которое голосовало против нынешней армянской власти).
Ситуация усугубляется еще и тем, что в Армении, наряду со сложным отношением большинства населения к государственным институтам власти, также царит атмосфера тотального неприятия любых инициатив, которые противопоставляются патриархальному укладу и традициям армянского общества. Тем более, что по мнению большинство армян, именно следование национальным традициям и есть основа сохранения армян как этноса. Неприятие законопроекта, в основном рассматривается рядовыми армянами также, как попытка государственных институтов разработать новый репрессивный инструмент, который не будет соответствовать заявленным целям законопроекта (защита жертв семейного насилия), а фактически создаст некий коррупционный механизм, который поможет властям держать под контролем протестный электорат в стране.
Противники законопроекта справедливо замечают, что в Армении традиционно существует культ семьи (согласно социологическим исследованиям, Армения традиционно входит в пятерку наиболее безопасных стран для детей и с самым низким порогом семейных разводов) и создание с подачи западных структур законопроекта о «Семейном насилии», как чуждого армянскому менталитету механизма вмешательства государства в семью, неизбежно приведет к небывалому социальному напряжению в обществе, что может, при самом негативном развитии событий, привести к прямым столкновениям с властью.
Однако рассмотрим аргументы оппонирующих сторон.
Так, в Ереване 9 октября во время общественного обсуждения данного законопроекта, министр юстиции Армении Давид Арутюнян заявил, что согласно официальной информации, предоставленной Полицией Армении, только на протяжении последних четырех лет было зарегистрировано более 3500 случаев насилия, которые подпадают под определение «семейного насилия» согласно европейской конвенции о «Защите прав человека» . Далее министр Арутюнян заявил, что согласно данным, предоставленным уже Следственным комитетом Армении, из общего числа убийств. зарегистрированных в Армении в 2015 году, 17 процентов можно смело соотносить к смертям в результате семейного насилия. Давид Арутюнян заявил дословно следующее: «Целью этого проекта является предотвращение и защита, а не наказание. Мы хотим нашими действиями всего лишь предотвратить случаи семейного насилия»,- сказал министр.
В свою очередь, законопроект поддерживает и омбудсмен Армении Арман Татоян, по мнению которого для нормального функционирования общества необходимо разработать механизмы для физической и психологической защиты всех потенциальных жертв семейного насилия. Татоян заявил, что встать на защиту данного законопроекта его сподвигло большое количество обращений по этому вопросу в офис омбудсмена Армении. Однако понимая всю остроту вопроса, Арман Татоян внес некоторые коррективы в свои прошлые выступления и пояснил: «Для меня также важны принципы, которые необходимо учесть при обсуждении данного закона, для того, чтобы в результате его принятия были укреплены традиционные ценности армянских семей», -заявил омбудсмен Армении .
Чтобы понять всю сложность ситуации, заметим еще одну существенную деталь. Одной из причин, которые вызывают недоверие к инициаторам данного законопроекта, является также агрессивная поддержка данной инициативы со стороны неправительственных организаций, связанных с разнообразными европейскими и американскими фондами, которые неустанно пропагандируют в Армении такие неприемлемые для армянского общества явления, как пропаганда атеизма, агрессивного феминизма и сексуальной распущенности под маской «защиты прав сексуальных меньшинств».
Позицию противников данного законопроект в эксклюзивном комментарии для Frontnews international озвучил председатель Ереванского геополитического клуба Арман Бошян.
«Армения — страна с давними традициями и богатой историей. Возможно, это одна из причин, по которой любые нововведения в этой стране, касающиеся института семьи, принимаются значительной частью общественности «в штыки». Не даром бурные дискуссии на грани фола развернулись в стране вокруг нового законопроекта о профилактике семейного насилия. Во время публичных обсуждений законопроекта, организованного министерством юстиции, дело дошло до взаимных обвинений противников и сторонников законопроекта. Значительное число общественных, политических и культурных деятелей осуждают законопроект, указывая, что он вовсе не предназначен для профилактики насилия, а наоборот, будет служить репрессивным инструментом против семей. Есть и довольно радикально настроенные деятели, утверждающие, что подобные меры могут привести чуть ли не к гражданской войне. Основная часть общества не без основания обеспокоена, что законопроект послужит причиной создания коррупционных схем, в которых детей будут изымать под видом борьбы с насилием,тем самым разрушая самое святое- армянский институт семьи.
Дело в том, что в истории независимой Армении коррупция стала чуть ли не проблемой государственной важности. В той или иной степени коррумпированность поразила все институты государства, и решить эту больную проблему при всем желании власти пока не в состоянии. На этом фоне создание новых правовых инструментов, рассчитанных на такую чувствительную область, как семья, вполне логично приводит к протестам. Законопроект, в частности, вводит в оборот такие понятия как «психологическое» и «экономическое насилие», не давая этим понятиям ясного определения, оставляя решение за социальным работником и надеясь на его порядочность. Дискуссии вокруг законопроекта еще будут продолжены, но можно уже с уверенностью сказать, что конфликт между сторонниками и противниками нововведений будет нарастать.
Принятие новых законопроектов, естественно, приветствуется европейскими институтами, однако видят ли они все особенности армянского менталитета и понимают ли последствия, остается под вопросом», — заявил Арман Бошян.
И в заключение подчеркнем еще один факт. Скорее всего принятие данного закона является так же некой договорённостью с европейскими властями на предмет соответствия Армении «западным стандартам», ведь именно от соответствия пресловутым западным стандартам зависит так же и количество и условия предоставления Армении финансовых кредитов от европейских структур, а в условиях жесточайшего экономического клинча, в котором оказалась республика, своевременное привлечение финансовых ресурсов в страну является единственной гарантией политического и экономического выживания Армении в условиях мирового кризиса.