Известно, что 24 сентября на полях 72-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке главы МИД Армении и Азербайджана в ходе своей встречи договорились о возобновлении переговоров по карабахскому урегулированию на уровне президентов. И хотя конкретная дата саммита пока неизвестна, предполагается, что он состоится в течение нынешнего года. Косвенно это подтверждается также тем, что президент Азербайджана Ильхам Алиев уже сейчас начал «артиллерийскую подготовку», силясь предстать и перед международными посредниками, и перед отечественной аудиторией эдаким брутальным политиком, непреклонным в отстаивании собственной позиции. В сущности, приверженность собственным принципам сама по себе похвальна, но при одном условии – если они основаны на трезвой оценке и адекватном восприятии реалий, а не на иллюзиях и безудержной фантазии. Об Алиеве этого не скажешь. Его многочисленные замешанные на лжи и нелепые заявления, касающиеся урегулирования азербайджано-карабахского конфликта, подводят к мысли, что он создал свой собственный мирок, в котором ему пребывать весьма комфортно, невзирая на оторванность от остального мира. 

В этой мысли в очередной раз пришлось утвердиться при знакомстве с некоторыми его высказываниями по проблеме урегулирования на прошедшем 9 октября расширенном заседании его кабинета министров. Прежде всего он отметил, что «сегодня переговорный процесс восстанавливается без каких-либо условий», при этом не без бравады добавил, что «я с самого начала заявил, что никакие условия приняты не будут». По его словам, в стремлении сорвать переговоры Армения выдвигает неприемлемые условия. Верный себе (возможно, это тоже один из его принципов), глава Азербайджана ушел от конкретики, не приведя каких-либо фактов и не сообщив членам правительства, о каких условиях идет речь. По крайней в мере, в прессу ничего на сей счет не просочилось. 

Как известно, после развязанной Азербайджаном в апреле 2016 года войны президент Армении Серж Саргсян в качестве одного из важнейших условий возобновления переговоров назвал внедрение механизма расследования возможных инцидентов на линии соприкосновения конфликтующих сторон, что нацелено на обеспечение стабильности в зоне конфликта. Если Алиев имеет в виду данное требование лидера Армении, то оно вполне резонно, так как без прекращения нарушений режима перемирия переговоры лишены всякого смысла. Нелишне отметить, что упомянутое условие в качестве императивного поддерживают также официальный Степанакерт и сопредседатели Минской группы ОБСЕ, и только Азербайджан отказывается его выполнять. Как известно, Баку не подписал венские и санкт-петербургские соглашения прошлого года, предусматривающие введение на линии соприкосновения системы международного мониторинга. В этой связи обращает на себя внимание отсутствие в словах и делах Алиева элементарной логики: с одной стороны, он блокирует выполнение этих соглашений, с другой - на заседании правительства заявляет о поддержке предложения посредников относительно восстановления процесса переговоров.

Между тем, на минувшей неделе госсекретарь США Рекс Тиллерсон тоже высказался на эту тему и заявил, что Государственный департамент поддерживает предложение о запуске механизма расследования ОБСЕ и развертывании датчиков вдоль линии соприкосновения и армяно-азербайджанской международной границы. А значит, проблема сохраняет свою актуальность, и это условие – отнюдь не прихоть армянской стороны. Велика вероятность, что вопрос будет рассмотрен также на предполагаемой встрече президентов Армении и Азербайджана, на которой посредники, скорее всего, постараются внушить Алиеву необходимость внедрения международного механизма мониторинга. Удастся ли Алиеву при таком сценарии развития событий противостоять давлению сопредседателей Минской группы и выполнить свое обещание о том, что «никакие условия приняты не будут»? Признаться, многое здесь будет зависеть не столько от Алиева, сколько от посредников, которые слишком долго терпят капризы и заносчивость Баку. Пора бы уже позаботиться о чести мундира.

О заносчивости, а еще точнее – хамстве Алиева, который ведет себя крайне неприлично и вызывающе, хотелось бы сказать особо. Вот и на упомянутом заседании правительства он (уже не в первый раз) позволил себе спесивые высказывания в адрес Армении, которые в порядочном обществе просто недопустимы. Любая полемика, пусть даже по очень острым и наболевшим вопросам, в цивилизованном сообществе непременно носит цивилизованный характер, без оскорблений в адрес оппонента. Но, видимо, бакинское правительство к таковым не относится. Что же касается самого Алиева, то уж не возомнил ли этот политический карлик, погрязший в международных коррупционных скандалах, себя крупным международным деятелем с амбициями политического тяжеловеса, позволяющего себе нравоучения и даже угрозы? Уж не ярлык ли диктатора, приклеившийся к нему намертво, сей зарвавшийся нувориш от политики истолковывает в прямом смысле, пытаясь нагло диктовать свои совершенно неприемлемые условия как Армении, так и сопредседательству Минской группы ОБСЕ? Так может, стоит напомнить Алиеву горькие уроки его отца, преподанные тому армянскими силами в войне 90-х? Напомнить как главные условия предстоящих переговоров. И всех остальных тоже. Дабы именно из этих условий он и исходил. 


Леонид МАРТИРОСЯН
Мысли и позиции, опубликованные на сайте, являются собственностью авторов, и могут не совпадать с точкой зрения редакции BlogNews.am.