Президент Иракского Курдистана Масуд Барзани 30 августа дал обширное интервью издающейся в Лондоне на арабском языке газете «Аш-Шарк аль-Аусат», в котором вновь подчеркнул, что намеченный на 25 сентября референдум о независимости региона не может быть отменён. Более того, по его мнению, задержка процесса сопряжена с большими рисками, чем его проведение по графику. Эти слова уже подкреплены делами – 1 сентября на специальном сайте Высшей независимой избирательной комиссии в интернете началась регистрация имеющих право голоса курдов, проживающих за границей, причем курдские диаспоры за рубежом будут голосовать заранее – 23 сентября.
Курдский лидер в очередной раз возложил ответственность за острый кризис в отношениях между Эрбилем и Багдадом на федеральные власти, указав на длительность и неразрешимость этого кризиса.
«В 2003 году мы надеялись и работали над конституционным, федеральным демократическим Ираком, но теперь Ирак является религиозным сектантским государством… С 2008 года я пришел к выводу, что менталитет единоличного правления, монополии власти и отрицания других по-прежнему является преобладающим мышлением в Багдаде, кто бы ни правил», — констатировал президент. Он пояснил, что политическое партнёрство потерпело неудачу и курды больше не ведут переговоры о неудавшемся федерализме или о постах министров.
Такие заявления неоднократно делались и ранее, однако на этот раз они вызвали крайне резкую реакцию, причём со стороны самых радикальных шиитских военизированных группировок, известных своей антикурдской и проиранской позицией. Так, Мухаммед Махди аль-Байяти, бывший член парламента, а ныне руководитель одного из формирований, входящих в «народное ополчение», сначала сделал личный публичный выпад в адрес президента Ирака Фуада Масума, заявив в интервью багдадскому телеканалу, что «нет никакого смысла в президенте от курдов», а затем перешел к более широким инициативам: «Курдские министры также должны уйти, и вся недвижимость в Багдаде и других провинциях, принадлежащая курдам, должна быть конфискована». Он потребовал от Багдада отказаться от признания государства Курдистан, одновременно призвав к отмене иракского гражданства для курдов. Касаясь намерения курдов провести референдум и в спорной провинции Таамим (Киркук), Мухаммед аль-Байяти был категоричен: если курды попытаются путём референдума присоединить Киркук к Курдистану, силы шиитов начнут против них боевые действия. Аналогично высказался глава группировки «Асаиб Ахль аль-Хак» Кейс аль-Хазали, который назвал намерение Эрбиля включить Киркук в состав Курдистана «очень опасным планом». Известный своими радикальными настроениями и антикурдскими высказываниями аль-Хазали предупредил: если спорные области по итогам референдума будут присоединены к региону Курдистан, эти районы будут считаться «оккупированными территориями и «народное ополчение» не согласится с захватом иракских земель, особенно сейчас, когда Ирак усилился в военном отношении».
Примечательно, что премьер-министр Хейдар аль-Абади, выступая по случаю взятия Тель-Афара, высоко оценил действия регулярной армии, подразделений МВД, формирований «народного ополчения» в борьбе с ИГ, но не упомянул пешмерга. Диссонанс оказался настолько громким, что вмешался командующий коалицией в Сирии и Ираке американский генерал-лейтенант Стивен Таунсенд. Во время своей пресс-конференции в Пентагоне он отметил:
«Пешмерга сыграли важную роль в прекращении натиска ИГ в 2014 и 2015 годах. На большей части северного Ирака линию обороны три года держали именно они. И они все еще защищают сотни километров Ирака, ежедневно соприкасаясь с ИГ».
Накануне Таунсенд нанес прощальный визит в Эрбиль, где представил президенту Барзани своего сменщика – генерал-лейтенанта Пола Фанка, который в сентябре принимает дела. На встрече с курдским руководством Таунсенд в присутствии посла США в Ираке отметил, что пешмерга «сделали невероятную работу» при освобождении Мосула и Тель-Афара. Генерал заявил, что очень доволен вкладом пешмерга, и выразил надежду на ещё более активное участие курдских сил в предстоящей схватке за город Хувейджа. Курдский президент со своей стороны подтвердил готовность продолжать активные боевые действия против ИГ, отметив, что без участия пешмерга иракские силы не могут освободить весь район от ИГ.
Присутствовавший на встрече высокопоставленный чиновник министерства пешмерга, со своей стороны, признал, что курдам трудно координировать их действия с разрозненными силами «народного ополчения». По его словам, «ополченцы – это больше группировки, и, конечно, каждая из этих групп принадлежит определенной партии. Работать с ними немного сложнее».
Антон Веселов