Балканам угрожает новое нашествие беженцев и нелегальных мигрантов из Турции – на этот раз не только по сухопутному, но и по морскому маршруту. В последние дни соответствующие службы Румынии и Болгарии фиксируют значительный рост числа мигрантов, пытающихся пересечь Черное море и добраться до пределов Европейского союза в Болгарии и Румынии. Налицо переориентация миграционных потоков со средиземноморского на черноморское направление.
Пока в Бухаресте и Софии ограничиваются лишь жёсткими заявлениями. Президент Румынии Клаус Йоханнис предупредил, что попытки попасть в страну морским путём «будут пресечены», а министр обороны Болгарии Красимир Каракачанов пообещал, что его страна «не допустит прибытия новых нелегалов в Европу».
И в Румынии, и в Болгарии справедливо полагают, что оба государства не являются конечной целью мигрантов, прибывающих из Турции морским путём. «Мы пока не кажемся привлекательным конечным пунктом назначения», – отмечает, в частности, румынское издание Active News.
Однако проблема от этого не становится проще, поскольку её истоки выходят далеко за рамки Юго-Восточной Европы. Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган неоднократно давал понять Евросоюзу, что готов «поднять шлагбаум» перед тремя миллионами новых потенциальных беженцев, готовых хлынуть на Балканы. И тогда уже обещанные болгарским министром обороны заграждения с колючей проволокой на границе с Турцией, а также «комплексная система наблюдений» в акватории Чёрного моря вряд ли сдержат наплыв рвущихся в Европу мусульман.
Столь же неэффективной и поспешной оказалась и разработанная Еврокомиссией еще в 2015 году «квотная система» приёма беженцев в страна-членах ЕС. По большому счёту квоты ЕС не работают. Красноречивый пример: за последние два года та же Румыния смогла добиться от Брюсселя снижения указанной ей квоты в три раз – с 6000 до 2000 человек – притом, что именно с юго-востока Европы и идёт основной приток беженцев в Австрию, Германию и другие ведущие государства ЕС.
На неспособность руководства Евросоюза решить проблему беженцев и мигрантов накладывается непростая демографическая ситуация, в которой оказались европейские страны, особенно в восточной части континента. Согласно подсчётам экспертов, странам Восточной Европы в настоящий момент больше других угрожает так называемая депопуляционная бомба – катастрофическое снижение рождаемости. Лондонская The Financial Times характеризует данную проблему как «самую масштабную потерю населения в современной истории». По данным ООН, в 2016 году в Восточной Европе проживало около 292 млн человек, что на 18 млн человек (население Нидерландов!) меньше, чем в начале 1990-х годов. И этот процесс продолжается.
Согласно подсчётам экспертов, к 2050 году Румыния потеряет 22% своего нынешнего населения. Рождаемость в стране по сравнению с 1990 годом сократилась почти в два раза. Сокращение численности населения для Болгарии прогнозируется более чем на 15%. В Хорватии только за 2015-2016 годы рождаемость упала на 20%, а к 2050 году население этой бывшей югославской республики может сократиться на 16%.
И всё это происходит на фоне притока мигрантов из стран мусульманского мира, которому присуща противоположная демографическая динамика. Неудивительно, что европейские правительства всячески пытаются найти собственные рецепты решения проблемы, в том числе такие, которые вызывают растущую головную боль в Брюсселе. В частности, Польша пошла по пути Венгрии, введя «этнические паспорта» (Karta Polaka) для тех, кто приезжает из бывших советских республик, хотя бы немного говорит по-польски, декларирует наличие польских корней и «имеет представление о культуре страны». С помощью «карты поляка» её владельцы могут сразу начать учиться и работать, а также всего через год после получения документа подавать заявку на постоянный вид на жительство, что является промежуточным этапом в получении гражданства страны-члена ЕС.
Начиная с 2008 года, Министерство иностранных дел Польши уже выдало свыше 200 тысяч подобных карт, в том числе 95 тысяч гражданам Белоруссии и 87 тысяч гражданам Украины. Согласно имеющейся информации, в ближайшее время Karta Polaka будет вручена ещё миллиону человек.
Этими действиями польские власти преследуют не только политические, но и экономические цели. Согласно прогнозам ООН, население Польши сократится к 2050 году на шесть миллионов человек – до 32 млн по сравнению с нынешними 38 млн.
Однако сути процессов депопуляции, происходящих в Европе, это не меняет. Беспрецедентный приток беженцев и нелегальных мигрантов из Северной Африки и стран Ближнего и Среднего Востока вынуждает европейские правительства вырабатывать такие механизмы сохранения своей национальной идентичности, которые откровенно противоречат декларируемым руководством ЕС либеральным ценностям. При этом сам Евросоюз оказался в состоянии ступора и не способен адекватно реагировать на изменение ситуации – будь то культурно-демографические проблемы, рост террористической угрозы или проведение внятной и эффективной политики по ключевым международным проблемам.
Если тенденция сохранится, вводить свои «этнические паспорта» придётся всем странам-членам Евросоюза.
Петр Искендеров