Турция углубляет с Россией сотрудничество и в военной сфере, и в энергетической. "Членство Турции в НАТО не помешает Анкаре заключить сделку о покупке российских зенитных ракетных комплексов С-400", — заявил в пятницу, 14-го июля, посол Турции в Москве Хюсейин Дириоз. А накануне, на полях 22-го Всемирного нефтяного конгресса в Стамбуле, министр энергетики и природных ресурсов Турции Берат Албайрак заявил о том, что совместная реализация строительства газопровода "Турецкий поток" укрепляет стратегическое партнерство Москвы и Анкары.
На первый взгляд может показаться, что президент Турции Реджеп Эрдоган, устав от словесной войны с Голландией и Германией, решил окончательно повернуться лицом к Москве. Однако еще во времена Османской империи сменяющие друг друга султаны нередко удивляли Европу своей непредсказуемостью во внешней политике.
В XXI веке в политике Турции мало что изменилось: еще шесть лет назад Эрдоган был в состоянии холодной войны с Израилем, выслав еврейского посла из страны после захвата израильским спецназом турецкого судна "Мави Мармара" у берегов Газы. Сегодня эта ссора давно позабыта, а Анкара и Тель-Авив являются стратегическими партнерами. В частности, в энергетической сфере. Турция и Израиль договорились до конца текущего года подписать соглашение о строительстве трубопровода для поставки газа со средиземноморских месторождений в страны Евросоюза. Об этом заявил министр национальной инфраструктуры, энергетики и водоснабжения Израиля Юваль Штайниц.
По его словам, решение о заключении предварительного межправительственного соглашения по прокладке газопровода из Израиля в Турцию принято по итогам четырех туров переговоров. Штайниц уточнил, что планируется строительство двух магистралей: один газопровод будет проложен в Турцию и далее в Европу. Другой пройдет через Кипр и Грецию в Италию. Скорее всего, соглашение будет подписано в ходе визита турецкого министра энергетики Берата Албайрака в Израиль во второй половине текущего года.
По данным экспертов, трубопровод будет проложен от израильского месторождения "Левиафан" на шельфе Средиземного моря до побережья Турции и далее, до Трансанатолийского газопровода TANAP, а оттуда — в Европу. Примечательно, что через TANAP Анкара планирует доставлять в Европу помимо израильского еще и азербайджанский газ.
Стоит отдельно заметить, что Трансанатолийским проектом транспортировки природного газа (TANAP) владеют следующие акционеры: SOCAR (Госнефтекомпания Азербайджана), Botash (Турция) и BP (Великобритания). Проект TANAP предусматривает транспортировку газа с азербайджанского месторождения "Шахдениз-2" через Турцию в Европу. Для руководства Евросоюза TANAP является приоритетным газовым коридором, который призван положить конец монопольному положению "Газпрома" на европейском рынке.
В перспективе Анкара и Брюссель хотят подключить к TANAP и республики Центральной Азии. Туркмения, Узбекистан и Казахстан, обладающие солидными запасами газа, уже сейчас согласны поставлять свое голубое топливо в Европу через TANAP, минуя российскую территорию. Единственным препятствием для реализации этой цели является отказ России и Ирана дать добро на строительство Транскаспийского трубопровода по дну Каспия. А без этого газ из Центральной Азии никак не может попасть в TANAP.
Но вернемся к совместным планам Турции и Израиля. По данным геологов еврейского государства, месторождение "Левиафан", открытое в 2010 году, расположено на шельфе Средиземного моря в 130 километрах от Хайфы. Газ залегает на глубине свыше пяти тысяч метров, глубина моря в районе месторождения достигает 1645 метров. "Левиафан" является крупнейшим месторождением газа в Израиле: его запасы оцениваются скромно: в 620 миллиардов кубометров. Впрочем геологическая служба США полагает, что неразведанные запасы "Левиафана" намного больше: около трех с половиной триллионов кубометров.
Турецко-израильскому соглашению предшествовала встреча министров четырех стран. В апреле 2017 года министры энергетики Израиля, Кипра, Греции и Италии подписали соглашение о прокладке газопровода для транспортировки израильского газа в государства Евросоюза. Стоимость проекта составляет примерно шесть миллиардов евро. Трубы соединят месторождения в израильских и кипрских экономических водах с терминалами в Греции и Италии.
Британское издание Daily Mail считает, что успешная реализация проекта позволит Европе сократить зависимость от российского природного газа. По оценкам экспертов, этот газопровод вряд ли вступит в строй до 2025 года.
Проблема, однако, в том, что в марте 2016 года высший суд Израиля заблокировал этот проект как неконституционную сделку, заключенную между правительством еврейского государства и консорциумом газодобывающих компаний во главе с американской Noble Energy. Соглашение предусматривает разработку газовых месторождений на шельфе Средиземного моря. Как заявил премьер-министр страны Биньямин Нетаньяху, "решение суда ставит под серьезную угрозу разработку газовых запасов Израиля".
Что же касается хитроумных энергетических планов Эрдогана, то они простираются гораздо дальше берегов Израиля. В перспективе Анкара собирается экспортировать через TANAP не только азербайджанский и израильский газ, но также голубое топливо из Катара. Турецкий президент не зря так рьяно защищал Катар в его недавней холодной войне с богатыми аравийскими монархиями во главе с Саудовской Аравией. Турция направила в Катар свои войска, дав понять, что в случае обострения ситуации окажет Дохе военную помощь.
Катар имеет богатейшие запасы природного газа в мире, они достигают 25 триллионов кубометров. Эксперты подсчитали: такие запасы позволят этому крошечному государству Персидского залива добывать газ в нынешних объемах в течение 160 лет. В настоящее время Турция и Катар анализируют возможность реанимирования ранее нереализованного проекта по строительству газопровода из Катара в Турцию. Единственное препятствие для прокладки этой магистрали — нынешнее руководство Сирии во главе с Башаром Асадом, которое категорически против этого проекта.
Однако в Анкаре и Дохе не теряют надежды, что в случае скорого падения режима Асада новая власть в Дамаске разрешит проложить катарский трубопровод в Турцию через сирийскую территорию. Таким образом, в Сирии сегодня решается не только политическое будущее этого государства, но и судьба раздела газового рынка в мире. Башар Асад невольно играет роль гаранта сохранения статуса-кво на газовом рынке Европы, где сегодня безраздельно господствует "Газпром". И пока Асад у власти, катарский трубопровод не сможет достичь берегов Турции.