Я далек от идеализации армянских властей. Однако будь «режим» действительно таким, каким его малюет армянская псевдолиберальная тусовка — эдакой пиночетно-полпотной субстанцией , вся эта крикливо-трусливая братия гарантированно болталась бы на реях, подвешенная кто за язык, кто за тестикулы, а кто и за шею.
Потому что отнюдь не о благе страны печется эта протоплазма, изученная мною за эти годы вдоль и поперек.
Взрослые дяди и тети, подобно воспитанникам младшей группы детского сада, всерьез верят и пытаются убедить друг друга и всех вокруг, что силой или кровью сменив власть в стране на некую никому не известную группу кристально честных и неподкупных лиц, мы тут же заживем, как в Люксембурге или Швейцарии.
Эти взрослые дяди и тети искренне верят, что к власти в Армении раз за разом приходят исключительно негодяи, а все честные и порядочные люди, знающие, что хорошо и что плохо, соблюдающие все заповеди и умеющие управлять страной, обитают исключительно в социальных сетях.
Между тем, достаточно лишь захотеть хоть немного приоткрыть глаза, чтобы узреть простую истину: власть — плоть от плоти своего народа. Ну, просто зеркальное его отображение. Невежество, гигантские амбиции, хамство, свинство, неуважение к чужому мнению, лень, приспособленчество, протекционизм, откровенная азиатчина. Все это называется СИСТЕМОЙ, у которой при смене одних персоналий, как у гидры, просто отрастают другие головы, вот и всё.
Никому из крикунов, сетевых нытиков и плакс и псевдореволюционеров, не приходит в голову простая мысль: как же так получается, что ни в одной из стран постсовка за четверть века, прошедших с момента развала Союза, не появилось мало-мальски приличной элиты? Ни в одной! Везде одно и то же самодовольное гуано с небольшими различиями, вытекающими из наличия либо отсутствия углеводородов.
Возможно это прозвучит печально, но лично я не вижу перспектив к изменению ситуации в обозримом будущем. Старые образованные кадры уходят или уже ушли, им на смену пришло поколение, которое можно охарактеризовать одним лозунгом — «обогащайся любой ценой». Я связываю надежды лишь с нашей молодежью, которая лучше, чище и честнее нас.
Изменения в стране и функционировании государственных институтов подразумевают, прежде всего, изменения в национальном менталитете, для которых нужна неоднократная смена поколений. Или же военная диктатура с показательными расстрелами, заставляющая обывателя соблюдать закон под страхом смерти.
А пока гордостью нации и примером для подражания служат не Нжде, Констан Зарян, Минас или Оган Дурян, а французский шансонье и американский рокер, отличающиеся не всегда адекватными высказываниями и действиями, но иногда отстегивающие пай от своих миллионов для «бедных родственников» на исторической родине. Не окажись семья Азнавурянов в Париже, а останься она в Ахалцхе, многие ли из нынешних «сотворителей себе кумира» сейчас мастурбировали бы на «гениального» Азнавура? Вот такой провинциализм, заставляющий не замечать собственных гениев, смотреть снизу вверх на каждую зарубежную поганку и превозносить до небес любую заезжую бездарность.
У немалой массы населения до сих пор мерилом успеха являются не знания, профессионализм, работоспособность или даже простая порядочность, а наличие должности, связей, особняка, джипа с номером из трех одинаковых цифр. Тот, кто не имеет оного, критикует богатых, но сам втайне мечтает окунуться в подобные блага.
Я не верю в честность и порядочность a priori. А, тем паче, вбиваемую в свободные от мыслей головы столь же пустыми лозунгами. Давайте оставаться честными перед собой: каждый из нас, будь у него доступ к «кормушке», обязательно пристроит к ней своих детей, родственников, друзей, потому что «как же не помочь хорошему человечку»? Это наш менталитет. Не учиться, а купить диплом. Вылизать пол в своей квартире и нагадить на общей лестничной площадке. Сокрушаться о воровстве и украсть коробку с гайками или рулон рубероида на собственном предприятии. За взятку отжать кусок общего двора, удлинить себе балкон и смотреть с презрением на своих не столь шустрых соседей. Жаловаться на нечестность чиновников и пихнуть в пакет покупателю пару гнилых картофелин. Хотеть лучшей жизни для себя, но не уважать окружающих людей. Сдать в наем свою квартиру и не заплатить налоги, потому что «власти все равно больше воруют». Завести породистого пса, но не убрать за ним отходы жизнедеятельности, потому что «ведь никто же не убирает». Оставить после себя гору семечной шелухи, потому что «дворники за это зарплату получают». Рассуждать о патриотизме, продавая или же покупая турецкое барахло. Вопить «доколе!» о гибели ребят на границе, восседая на мягком диване в теплой квартире. Убеждать в «нечестности» выборов, продав свой голос за 20 долларов или вовсе не участвуя в них. Декларировать демократические ценности и при этом призывать к устранению неугодных. Ратовать за свободу слова, но при этом беззастенчиво лгать и затыкать рот оппонентам.
События прошлого июля с визгами радости от крови армянских полицейских и сотворением кумиров из откровенных подонков говорят о том, что с моральными приоритетами среднестатического обывателя явно не все в порядке.
Так чем мы лучше элиты, которую зачастую справедливо ненавидим? Заслуживаем ли мы иной власти, вечно ноя, охаивая свою страну, не желая палец о палец ударить для ее процветания, потому что «все равно ничего не изменится»?
Если честно, у меня нет ответов на эти вопросы. И это особенно печально в ситуации не только не прекращающейся, но и все более возрастающей внешней угрозы для Армении...