В последние дни участились обстрелы и бомбардировки со стороны Израиля позиций сирийских правительственных войск в пограничной зоне провинции Кунейтра. Это заставляет думать о том, что Израиль, возможно, решил «вскочить в последний вагон» воздействия на исход гражданской войны в Сирии. С учётом приведения в боевую готовность всех американских войск в регионе и активного поиска ими повода для нанесения удара по армии Башара Асада, нельзя исключать, что США и Израиль предпринимают согласованные шаги по эскалации сирийского конфликта.

Разрывы от израильских авиабомб

 

До сих пор на всём протяжении войны в Сирии израильское руководство заявляло о своем нейтралитете и невмешательстве в сирийские дела, хотя не скрывало симпатий к прозападной части оппозиции, оказывая ей определённое содействие.

Израиль принимал на лечение в свои госпитали раненых боевиков. Предоставлял им материальную помощь, включая, как было доказано, ограниченные поставки военных материалов. Совместно с американцами израильские специалисты обучали сирийских рекрутов на территории Иордании, участвовали в работе объединённого штаба в районе Аммана. 

 

Израильские боеприпасы, обнаруженные у оппозиции в районе г. Хомса

 

Подход Израиля к перспективам развития сирийского кризиса в значительной степени формировался через призму «окончательного решения» проблемы Голанских высот. В экспертном сообществе Израиля неоднократно появлялись рассуждения на тему того, что распад Сирии будет израильтянам объективно выгоден, поскольку облегчит международное признание аннексии Голан. Можно предположить, что указанными соображениями руководствовались и государственные лидеры. Основной путь для этого якобы открывало самоопределение сирийских друзов: предполагалось, что при создании на территории Сирии нескольких государств они в целях самосохранения также были бы вынуждены пойти на формирование собственного образования. Последнее же в силу нежизнеспособности могло бы пожелать «воссоединиться»с друзами, проживающими с другой стороны Голан на землях, удерживаемых Израилем, с тем чтобы всем вместе войти в его состав. Таким образом, Израиль не только бы легитимизировал занятые территории, но и увеличил бы их. При всей фантастичности этих планов у них нашлись влиятельные сторонники среди друзов, проживающих внутри Израиля (в районе хребта Кармель близ Хайфы) и имеющих израильское гражданство.

 

На этих позициях, в частности, стоял видный друзский политик, член Ликуда Аюб Кара, занимавший посты заместителя председателя кнессета и министра в ряде правительств Израиля. Он заявлял, что, «если друзы в Сирии окажутся под угрозой уничтожения, Израиль не сможет остаться в стороне». Для него значительное расширение друзской общины в стране открывало бы новые горизонты. Проблема лишь в том, что среди друзов по обе стороны Голанских высот подобные настроения практически не распространены. Тем не менее израильским политикам нелегко отказатья от «сладкой мечты». Наилучшим исходом для них был бы самостоятельный раскол Сирии без видимого вмешательства Израиля, имеющего напряжённые отношения со всеми соседями. Этим, прежде всего, и объяснялась его декларированная сдержанность на протяжении всей войны. Кроме того, в период максимального расширения территории, захваченной запрещённым в России «Исламским государством» (ИГ), Израиль был явно обеспокоен перспективой его выхода на свои границы. В печати даже появлялись рассуждения о том, что, может быть, режим Б. Асада «был не так уж и плох». На это же время приходится и максимально высокий уровень российско-израильского сотрудничества по сирийской теме. Однако коль скоро угроза со стороны ИГ всё больше уходит на задний план, а распада Сирии не происходит, то, видимо, появляется соблазн «подтолкнуть события».

 

Нынешняя волна израильских ударов по Сирии имела и символическое значение. Она пришлась ровно на 40-летие оккупации Израилем Голанских высот, где в самый разгар огня даже побывал премьер-министр страны Б. Нетаньяху. Там перед израильскими военными он произнёс речь, в которой без обиняков заявил: «Голаны – наши и всегда будут нашими. Наши они потому, что принадлежали нашим предкам и были возвращены назад в результате отражения сирийской агрессии». Прямо скажем, довольно своеобразная интепретация истории, в том числе недавней.

Израильская армия осуществляет также огневую поддержку коалиции «Джейш аль-Мохаммед», включающей в себя как «умеренных» оппозиционеров из ССА, так и алькаидовцев из «Хайат Тахрир аш-Шама» (HTS) – бывшей «Джебхат ан-Нусры». Указанная коалиция заявила о начале операции под претенциозным названием «Дорога на Дамаск». По всем резолюциям и международным договорённостям подобное образование как террористическое должно уничтожаться, а не поддерживаться. То, что позиции данной коалиции – законные цели, доказал и недавний удар по ним в районе Кунейтры российскими ВКС из Хмеймима. Никакого протеста по этому поводу или контрмер со стороны Израиля не последовало. А правительственная армия, пользуясь результатами российских бомбардировок, отбросила формирования «Джейш аль-Мохаммед» и, по последним данным, полностью восстановила положение на границе с Израилем.

Некоторые израильские обозреватели, в частности Йоси Мельман, полагают, что этим всё и ограничится. Однако одновременно в последние месяцы в Израиле появляются экспертные рекомендации руководству страны по расширению участия Израиля в сирийской войне. Так, авторитетный Институт исследований по национальной безопасности (INSS) выпустил доклад «Новая карта Сирии и новые актеры: вызовы и возможности для Израиля» (Syria’s New Map and New Actors: Challenges and Opportunities for Israel). Авторы документа открыто признают, что Израиль был «обеспокоен» соглашением, достигнутым между США и сирийской оппозицией в 2016 г. по поводу того, что «ни одна часть сирийской национальной территории не может быть отторгнута». В этом же документе было зафиксировано, что «сирийский народ остается приверженным восстановлению суверенитета над оккупированными территориями мирными средствами». Доклад констатирует, что подобные подходы западной коалиции явились одной из причин сдержанной позиции израильтян по отношению к её действиям. Однако наступил момент, как считают авторы, когда руководство страны должно «пересмотреть традиционные региональные правила игры». Между «знакомым дьяволом» существующего режима и непонятным будущим при возможном приходе к власти оппозиции необходимо выбирать форматируемую реальность, т. е. влиять на то, как будет выглядеть Сирия в перспективе. Надо, утверждается в докладе, активнее вмешаться в ход событий, опираясь на традиционные и укоренившиеся в Южной Сирии этнические и конфессиональные группы, так или иначе связанные с ССА. Оправдание: в сирийские дела и без того вмешиваются многие зарубежные игроки. Зона конфликта якобы уже поделена между США, Россией, Турцией и Ираном. Израиль не может пассивно наблюдать, как они там действуют. Среди возможных мер авторы перечисляют: значительную интенсификацию ракетных и воздушных ударов по военным целям и коммуникациям режима; установление совместно с Иорданией бесполётной зоны над южной Сирией; поддержку лояльной Израилю оппозиции; привлечение на израильскую сторону друзского населения; повышение степени участия в американских действиях на юге Сирии; расширение кибервойны; установление новых более жёстких «красных линий» для Дамаска.

Едва ли подобные шаги можно назвать продуктивными и своевременными. Каток сирийской армии уже набрал необратимую динамику и без полномасштабного вторжения его не остановить. Но это означало бы серьёзные военные операции стратегического уровня, для которых необходимо одобрение и Конгресса США, и Кнессета Израиля. Перспектив на его получение пока не просматривается. Подобный разворот событий привёл бы к серьёзному кризису всей системы международных отношений, хотя приходится признать, что пока ситуация развивается по опасному сценарию.

Дмитрий Минин

Мысли и позиции, опубликованные на сайте, являются собственностью авторов, и могут не совпадать с точкой зрения редакции BlogNews.am.