Азербайджан в очередной раз совершил вооруженную провокацию

В понедельник посещением Баку завершился региональный визит сопредседателей Минской группы ОБСЕ, которые ранее – 10 и 12 июня – побывали соответственно в Ереване и Степанакерте. Как и обещали международные посредники, по итогам визита было распространено совместное их заявление. Не исключено, что текст заявления был подготовлен заранее, однако затем в него пришлось внести коррективы, обусловленные очередными вооруженными инцидентами на линии соприкосновения вооруженных сил НКР и Азербайджана. В роли «корректора» выступил Азербайджан, который буквально в преддверии визита сопредседателей в Баку – 16 и 17 июня - вновь грубо нарушил режим прекращения огня, в результате чего погибли четыре армянских военнослужащих. «Мы отразим эту ситуацию в принятом по итогам визита заявлении», - подчеркнул российский сопредседатель Игорь Попов.

Прежде чем рассмотреть, как была отражена ситуация в заявлении, позволим себе некоторое, отнюдь не лирическое, отступление. Месяц назад, 18 мая, посредники приняли другое заявление, связанное с ракетным обстрелом азербайджанскими силами военной техники Армии обороны НКР, в котором виновником инцидента назывался Азербайджан. Это заявление в силу его адресности вызвало в некоторых кругах армянского общества если не эйфорию, то, по крайней мере, определенное воодушевление тем, что посредники якобы отходят от порочной практики паритета в оценке действий сторон конфликта. Между тем, особых причин для восторженных откликов, признаться, и не было, поскольку Азербайджан и не стал скрывать, что именно он инициатор ракетного удара, и было бы, по меньшей мере, странно, если даже в этих условиях посредники обвинили бы в случившемся обе стороны.

Теперь вернемся к заявлению сопредседателей, принятому по итогам регионального визита. Оно, по сути, подтвердило, что посредники не очень-то далеко ушли от упомянутой выше паритетной практики. Выразив глубокую обеспокоенность в связи с недавними нарушениями режима прекращения огня, которые привели к очередным жертвам на линии соприкосновения, они призвали руководство Азербайджана избегать дальнейшей эскалации ситуации. С аналогичным призывом сопредседатели обратились также к руководству Армении и Арцаха. Если оставить в стороне некоторые нюансы, связанные с дипломатическими формулировками и очередностью адресатов их призыва, то в целом можно сказать, что сопредседатели возвращаются на круги своя. В сущности, это подтвердил в Баку и российский посредник Игорь Попов, который подчеркнул, что «последнее наше заявление было адресовано обеим сторонам».

А зря! По той простой причине, что для многих (полагаем, и для самих посредников) очевидно, что вооруженная провокация, приведшая к гибели армянских военнослужащих, совершена Азербайджаном. Причин на это у официального Баку несколько - как внутриполитического, так и внешнеполитического характера. Ему фактически все равно, адресного или паритетного свойства озвученные посредниками заявления, которые, как показали агрессивные действия Азербайджана, не способны как-то повлиять на его позицию и, соответственно, обеспечить стабильность ситуации в зоне конфликта. Вооруженные провокации – инструмент внешней политики алиевского режима, так сказать, дипломатия шантажа и угроз, призванная обеспечить Азербайджану в карабахском урегулировании достижение своих целей.

Высказывания Ильхама Алиева на встрече с сопредседателями Минской группы не оставляют сомнений, что недавняя эскалация напряженности на линии соприкосновения была приурочена Азербайджаном специально к визиту посредников в Баку. Как известно, Азербайджан недоволен ходом урегулирования и постоянно твердит о необходимости изменения статус-кво, естественно, в выгодном для себя ключе. Последние инциденты на линии соприкосновения азербайджанских и армянских войск свидетельствуют о необходимости ускорения переговоров по урегулированию карабахского конфликта, заявил Алиев. Скорее всего, изрек с видом невинного агнца, который не имеет никакого отношения к этим инцидентам. Более того, цинично обвинил в них армянскую сторону: «Азербайджан привержен соблюдению режима перемирия (!!!. – авт.). Однако в преддверии вашего визита в регион Армения вновь предприняла военную провокацию на линии соприкосновения». Резонно возникает вопрос: если режим прекращения огня нарушает армянская сторона, почему же в таком случае Азербайджан противится внедрению на линии соприкосновения предложенного посредниками механизма расследования вооруженных инцидентов? Ведь, по логике вещей, именно он и должен быть кровно заинтересован в этом.

Признаться, такого рода вопросы алиевскому режиму должны бы адресовать сопредседатели Минской группы. Но… В сложившихся условиях вряд ли стоит питать иллюзии и возлагать надежды на международных посредников в частности и на мировую общественность в целом. Призывы к миру, от кого бы они не исходили, остаются для Баку пустым звуком. Во все времена с подобными агрессорами говорили исключительно на языке силы, который им очень даже понятен. Иными словами, Армии обороны НКР, как это происходило в военную кампанию 1991-94 годов, да и в поствоенный период, придется продолжить такого рода «разговор» с Азербайджаном, давая ему на любые провокации не только адекватный, но и несоразмерный ответ. Думаем, это в интересах и самих посредников, которые едва ли заинтересованы в новой большой войне.

Леонид МАРТИРОСЯН

Мысли и позиции, опубликованные на сайте, являются собственностью авторов, и могут не совпадать с точкой зрения редакции BlogNews.am.