Tert.am побеседовал с заместителем директора Института Кавказа Сергеем Минасяном о региональном визите сопредседателей МГ ОБСЕ и ожидаемых от них «четких мерах».

-Г-н Минасян, сопредседатели МГ ОБСЕ находятся в регионе. Они посетили Ереван, Степанакерт. Предстоит визит в Баку.  Последуют ли после адресного заявления сопредседателей вследствие эскалации напряжения на границе в мае «четкие меры»?

-Пойти на конкретные меры - и является целью данного визита и также получить окончательное согласие Азербайджана, чтобы хотя бы символично, но офис личного представителя действующего председателя ОБСЕ, посла Анджея Каспршика расширился бы, увеличилось бы количество наблюдателей на карабахско-азербайджанской границе.

И насчет этого армянская сторона также поговорит с сопредседателями. В этом и заключается цель визита сопредседателей.

Следует также отметить, что прогресс, пусть, только пока на словах, направленный на реализацию договоренностей азербайджанской стороной, но, похоже, что есть.

-С момента заключения договоренностей в Вене и Санкт-Петербурге прошел год. Пока только обсуждение возможности реализации одной договоренности – увеличения количества наблюдателей, причем, все еще нет согласия в связи с их размещением и прочими вопросами, действительно ли является прогрессом в переговорном процессе?

-Я многократно говорил об этом, вновь повторю, что в настоящее время в переговорном процессе нет прогресса. На данный момент обсуждается только создание механизмов доверия, дабы в дальнейшем было возможно вернутся к нулевому уровню реальных переговоров. Но Азербайджан в настоящее время даже к этому уровню не в состоянии вернуться. До сих пор речи не было об увеличении количества наблюдателей, а сейчас уже этот вопрос обсуждается. Но констатировать то, что уже ведутся реальные переговоры мы не можем, просто совершаются первые шаги в этом направлении.

-Во время предыдущего визита в Ереван американский сопредседатель МГ ОБСЕ Ричард Хогланд и также недавно министр иностранных дел РФ Сергей Лавров намекнули, что согласованы общие принципы переговоров по урегулированию Карабахского вопроса, но не согласованы «мелкие, но крайне важные и тонкие детали».  Как по –Вашему, о чем говорят дипломаты?

-Следует разобраться, слова дипломатов могут иметь тройной или четверной смысл. На мой взгляд, здесь речь идет о заключении соглашения вокруг механизмов контроля и договоренности.

На данный момент мы находимся на «минусовом» уровне в плане создания механизмов доверия, еще предстоит дойти до «нулевого» уровня.  Можно сказать, что на протяжении десятилетий в этой вопросе нет никаких предпосылок.

После апрельской войны доверие между сторонами на крайне низком уровне, и режим прекращения огня соблюдается благодаря военно-политическому балансу и давлению внешних игроков.  И увеличение числа наблюдателей на границе является первыми шагами на пути создания механизмов доверия.

-Как Вы считаете, в настоящее время какие цели и стремления у МГ ОБСЕ относительно решения карабахского вопроса?

-После договоренностей, заключенных в Вене и Санкт-Петербурге сопредседатели более чем за реализацию выдвинутых армянской стороной предложений-  пока не будут достигнуты успехи вокруг соблюдения режима прекращения огня, выполнять что-либо другое невозможно. Здесь можно отметить, что подходы Армении и сопредседателей более чем близки нашим стремлениям.

Я вижу предпосылки того, что отныне сопредседатели будут прибегать к четким мерам. Сделанное в мае адресное заявление сыграло свою роль. Сопредседатели МГ ОБСЕ все понимают, они все понимают лучше, нежели политологи в Армении или сотрудники МИД Азербайджана, просто нужно осознавать, что не всегда дипломатический процесс проходит публично и заметно, но то, что решительность сопредседателей прибавилась, это заметно.

Мысли и позиции, опубликованные на сайте, являются собственностью авторов, и могут не совпадать с точкой зрения редакции BlogNews.am.