Европарламент впервые в истории Европейского союза официально запустил процедуру введения санкций против государства — члена данной организации Венгрии.
Полтора года назад подобные угрозы звучали по адресу её партнера по Вишеградской группе Польши, но в отношении Варшавы евродепутаты и руководство ЕС отказались принимать обязательные к исполнению решения. Будапешт же теперь рискует лишиться права голоса на саммитах ЕС.
Согласно информации из брюссельских источников, за последние пять лет руководство Евросоюза рассматривало возможность введения тех или иных политических и финансовых санкций против целого ряда стран. Помимо Польши, в списке были Греция, Кипр, Словакия и даже Германия (по причине агрессивной торговой и финансовой деятельности на рынках Центральной и Восточной Европы, в которой Еврокомиссия усматривает элементы экономического закабаления). Однако именно в отношении Венгрии официально запущена процедура наказания, содержащаяся в седьмой статье Лиссабонского договора.
Выбор Брюсселя обусловлен, прежде всего, внешними факторами, а именно упорным отказом правительства Венгрии свернуть торгово-экономическое взаимодействие с Россией и активными усилиями венгерского премьер-министра Виктора Орбана по поддержке этнических венгров, проживающих в странах бывшей Австро-Венгрии, в том числе в Румынии (свыше 1,2 млн человек), Сербии (300 тысяч), Словакии (более 450 тысяч) и на Украине (свыше 150 тысяч человек).
В результате в Евросоюзе сложился своеобразный антивенгерский блок, включающий в себя как откровенно антироссийские силы, так и те страны, которые подозревают Будапешт в стремлении перекроить карту региона и даже возродить Австро-Венгрию.
Пока, правда, процедура наказания Венгрии всего лишь запущена и в документах в качестве главного обвинения фигурирует нарушение прав человека.
Принятая Европарламентом резолюция была подготовлена совместно левыми и либеральными фракциями Европарламента и прошла предварительное обсуждение ещё в конце апреля. Зато одобренный на днях большинством голосов окончательный вариант конкретизирует обвинения. В документе подчёркивается неисполнение венгерскими властями ряда предыдущих резолюций и нескольких законодательных инициатив Европарламента.
Речь идёт, в частности, об ужесточении правил приёма беженцев в Венгрии, принятии в стране закона, направленного на ограничение иностранного финансирования для неправительственных организаций, а также о законодательном ограничении деятельности иностранных вузов. В последнем случае имеется в виду основанный Джорджем Соросом Центрально-Европейский университет, и это позволяет лучше понять природу нынешнего недовольства действиями венгерских властей. Европарламент «выражает сожаление по поводу того, что за последние несколько лет развитие ситуации в Венгрии привело к серьёзному ухудшению положения с верховенством закона, демократией и фундаментальными правами человека, в том числе в сфере свободы выражения, академической свободы, прав мигрантов, просителей убежища и беженцев, свободы собраний и объединений, ограничений и нарушения деятельности институтов гражданского общества, права на равное обращение, прав людей, принадлежащих к меньшинствам, включая цыган, евреев и представителей ЛГБТ-сообщества, социальных прав, функционирования конституционной системы, независимости правосудия и других институтов».
На основании всех этих «сожалений» принятая резолюция объявляет о приведении в действие седьмой статьи Лиссабонского договора, призывает Еврокомиссию досконально изучить ситуацию в Венгрии, а Будапешт – отозвать законы, вызывающие критику Брюсселя. Кроме того, Европарламент уполномочивает Еврокомиссию «внимательно отслеживать расходование средств из бюджета ЕС венгерским правительством».
За резолюцию проголосовали 393 депутата, 221 высказался против, 64 воздержались. Против документа голосовали в основном депутаты от правоцентристской Европейской народной партии, во фракцию которой входят и депутаты от правящей в Венгрии партии «Венгерский гражданский союз» (Фидес – Fidesz).
Ссылка на седьмую статью Лиссабонского договора в тексте резолюции не случайна. Именно она делает решение Европарламента обязательным к исполнению высшими органами власти ЕС, поскольку предусматривает, что «аргументированное предложение» Европарламента является одним из легальных оснований для Совета ЕС проанализировать: существует ли «ясная угроза» нарушения одним из государств — членов ЕС основополагающих ценностей данной организации. Соответствующее решение Совет ЕС примет большинством голосов представителей четыре пятых стран — членов Евросоюза.
Такова правовая сторона дела. Однако не менее важна его политическая подоплёка. В этом смысле ужесточение давления Брюсселя на Будапешт может привести к консолидации не только антивенгерского, но и «провенгерского» блока, в состав которого практически вошла, например, Польша. В январе текущего года венгерский премьер Орбан уже пообещал противодействовать попыткам санкций, которые руководство ЕС может ввести против Варшавы – по тем же обвинениям в нарушении прав человека, давлении на средства массовой информации и судебные власти, которые инкриминируются и венграм.
Будапешт со своей стороны категорически отвергает претензии Брюсселя. Министр иностранных дел Венгрии Петер Сийярто назвал принятую Европарламентом резолюцию «докладом Сороса». «Европейские институты никак не могут смириться с тем, что правительство Венгрии, несмотря на международное давление, продолжит такую миграционную политику, которая обеспечивает безопасность страны и наших граждан», – подчеркнул глава венгерского внешнеполитического ведомства.
По словам Петера Сийярто, «мы сейчас являемся свидетелями новой атаки на Венгрию, которую организовала сеть Джорджа Сороса».
Не далее как в апреле – аккурат накануне обсуждения Европарламентом антивенгерской резолюции – Виктор Орбан заявил в ходе дебатов в штаб-квартире ЕС в Брюсселе, что считает Джорджа Сороса «финансовым спекулянтом». А президент Венгрии Янош Адер 10 апреля подписал закон об иностранных университетах, который может привести к закрытию основанного Фондом Сороса Центрально-Европейского университета. В соответствии с поправками в законодательство, которые были одобрены парламентом Венгрии, иностранные университеты смогут работать в Венгрии по взаимной договорённости между Будапештом и страной, которая инициировала создание вуза. Иными словами, соросовский университет сможет функционировать в Венгрии лишь в том случае, если Венгрия и США заключат соответствующее межгосударственное соглашение, а сам Центрально-Европейский университет откроет своё представительство за океаном (где он аккредитован в штате Нью-Йорк).
Разумеется, пока ещё рано говорить о том, что процесс «наказания» Венгрии выйдет на уровень лишения её права голоса в Евросоюзе. Однако тенденция к «затыканию ртов» недовольным в ЕС налицо. Причастность к этому Джорджа Сороса даёт основания предполагать возможность и более жёстких действий, например попытку организовать в Венгрии ещё одну «цветную революцию». К слову, «след Сороса» прослеживается и в начавшихся в апреле массовых демонстрациях в Сербии. Такие совпадения тоже не бывают случайными.
Петр Искендеров