Трамп раскрыл Сергею Лаврову совершенно секретную информацию, поставив под угрозу источник в ИГИЛ*, который работает на разведку страны – ключевого партнера США. «Это предательство», – пишет американская пресса. И это не театр абсурда, а новый уровень борьбы с Трампом, в которую, судя по всему, вступили спецслужбы США.
Состоявшаяся на прошлой неделе встреча президента США с главой российского МИДа не отпускает американскую прессу – из нее теперь пытаются раздуть новый скандал. Washington Post опубликовала статью «Бомба: Трамп раскрывает секреты Москве», в которой обвинила президента в том, что на встрече с Лавровым и послом России Кисляком он выдал государственную тайну.
В изложении газеты история выглядит так. Трамп раскрыл информацию, которую США получили от ключевого американского партнера через сеть обмена разведывательными данными:
«В ходе своей встречи с Лавровым Трамп, по всей видимости, хвастался тем, что ему многое известно о деятельности «Исламского государства*». «Я получаю отличные разведданные. Мои люди ежедневно сообщают мне новости», – сказал президент, по словам чиновников, осведомленных о ходе той встречи.
Во время встречи с россиянами Трамп начал обсуждать аспекты той угрозы, о которой США стало известно исключительно благодаря шпионской деятельности их ключевого партнера. Он не озвучил конкретные методы сбора данных, но рассказал о том, как «Исламское государство» реализует отдельные пункты своего плана и сколько вреда может причинить подобный теракт при различных обстоятельствах. Но, по словам чиновников, еще больше тревоги вызвало то, что Трамп назвал город на территории, контролируемой «Исламским государством», в котором партнер американской разведки обнаружил угрозу.
…«Все знают, что этот канал чрезвычайно секретный, и сама идея о том, чтобы передавать россиянам информацию о нем в таких подробностях, вызывает тревогу», – сказал один бывший высокопоставленный чиновник американских служб по борьбе с терроризмом, прежде тесно сотрудничавший с членами команды Трампа по национальной безопасности.
По словам чиновников, упоминание названия города представляет собой особо серьезную проблему, потому что Россия может использовать эту информацию, чтобы определить партнера США или источники и методы разведки. По словам чиновников, эти источники и методы могут оказаться полезными для достижения других целей, в том числе, возможно, для сбора информации о присутствии России в Сирии. Москва может быть крайне заинтересована в том, чтобы обнаружить этот источник и, возможно, прервать его работу….
…В более широком смысле Трамп не имел права разглашать эту информацию, потому что, в сущности, она не принадлежала США….
Чиновники отказались назвать упомянутого выше партнера США, однако они добавили, что этот партнер прежде уже выражал свое недовольство в связи с неспособностью Вашингтона сохранять в тайне информацию, касающуюся Ирака и Сирии.
«Если наш партнер узнает, что мы передали это России без его ведома и без его разрешения, это станет мощным ударом по нашим отношениям», – сказал один чиновник США».
Что в сухом остатке? Трамп рассказал о каких-то разведданных про планируемые ИГИЛ* теракты – и при этом упомянул некий город на территории ИГИЛ, насчет которого у дружественной США разведки появились беспокоящие Трампа сведения. Разведка не называется, но, судя по всему, это израильтяне – по крайней мере, об этом пишет со ссылкой на бывшего американского чиновника New York Times. Или же англичане, и тогда понятно использование слова «сеть» – существует сеть «Пять глаз», связывающая разведки пяти англосаксонских стран: США, Великобритании, Канады, Австралии и Новой Зеландии.
И вот теперь американцы должны волноваться из-за двух вещей. Во-первых, эта разведка обидится на Трампа и перестанет делиться с Вашингтоном информацией, а во-вторых, коварные русские вычислят этот источник в тылу ИГИЛ и, о ужас, видимо, сдадут его «халифату», ведь он может шпионить и против Москвы. То есть Трамп не просто болтун и находка для шпиона Кисляка, но и предатель. Как пишет автор статьи в Washington Post Дженнифер Рубин, «критик Трампа и бывший сотрудник Госдепартамента Элиот Коэн сказал мне: «Для любого такой поступок был бы чреват отставкой, даже если все произошло случайно. А если это сделано специально, то это – предательство». Что же делать? Рубин продолжает:
«Весьма любопытно, что кто-то в администрации посчитал необходимым организовать утечку этой информации, что наверняка вызовет возмущение у президента. Безусловно, в администрации есть люди, считающие, что Трамп создает угрозу нашей безопасности. Мы должны быть благодарны этим патриотам, но мы также должны продолжать расследование, а при необходимости отстранить от власти человека, который постоянно себя дискредитирует и демонстрирует некомпетентность.
Томас Райт из Института Брукингса сказал мне: «Это буквально апофеоз всех страхов. В последние месяцы мы слышали, что Трамп приходит в норму. Но это чепуха. В его окружении есть люди, которые круглосуточно работают над тем, чтобы не допустить катастрофы; но в конечном итоге Трамп главный, и он будет делать все, что захочет, каким бы безумием это ни было». Райт далее отметил: «Мы слепы и пляшем на краю пропасти».
То есть понятно, что только скорейший импичмент Трампа спасет Америку… Несмотря на очевидную и полную абсурдность всей вышеизложенной конструкции, Трампу и его команде приходится моментально реагировать на обвинения.
Сначала советник президента по национальной безопасности генерал Макмастер прямо говорит о том, что «история, которая появилась вечером, – ложь. Ни в какой период разговора не были раскрыты источники или методы сбора информации. Президент не раскрывал никакие операции, о которых не было бы до того известно. Я был в той комнате, этого просто не было!». Потом то же самое говорят также присутствовавшие на переговорах в Овальном кабинете госсекретарь Рекс Тиллерсон и заместитель Макмастера Дина Пауэлл. А следом и сам Трамп пишет:
«Как президент, я хотел поделиться с Россией (на открыто запланированной встрече в Белом доме), на что у меня есть абсолютное право, информацией о терроризме и авиационной безопасности на основании гуманитарных соображений. Также я хочу, чтобы Россия значительно усилила борьбу с ИГ* и терроризмом».
В Кремле называют все сообщения на эту тему очередной ерундой – и понятно, почему. Смешно представить себе Трампа, говорящего Лаврову – вот, почитайте, у меня есть донесение разведки из Ракки. Если же Трамп рассказал Лаврову об имеющейся информации насчет готовящегося теракта – причем неважно, в отношении кого именно, россиян или сирийцев – то в этом не только нет никакого криминала, а, напротив, есть лишь совершенно естественная попытка сотрудничать с Россией в деле борьбы с ИГИЛ.
О желательности такого сотрудничества постоянно говорят и в Москве, и в Вашингтоне. И за последние месяцы на этом направлении произошли реальные подвижки (достаточно упомянуть ставшие после января регулярными встречи и телефонные переговоры начальников Генштабов двух стран), о которых, впрочем, администрация Трампа не спешит оповещать прессу. И понятно, почему – та атака из-за мифических «русских связей», которой подвергся Трамп, не способствует вообще никаким упоминаниям России.
Понятно, что в реальности Трамп не нанес никакого ущерба ни безопасности США, ни интересам американской разведки, ни разведке «ключевого партнера». Всё это абсолютно выдуманная информационная спецоперация против президента США. Которую при опоре на часть американского разведывательного сообщества проводит американская правящая элита, имеющая почти тотальный контроль над американскими СМИ. В этой спецоперации истеблишмент переходит уже все границы – утечки информации о происходящем в Овальном кабинете происходят уже не первый раз.
То, что не утекало содержание телефонных переговоров Трампа с Владимиром Путиным, объясняется тем, что при их беседах присутствует минимальный круг ближайших соратников. Так, например, при первом разговоре были вице-президент, советник по нацбезопасности Флинн, главный советник Бэннон и пресс-секретарь. В дальнейшем круг присутствующих был наверняка сужен – тем более после отставки Флинна, который ушел как раз вследствие переданных в СМИ (но не опубликованных) записей его бесед с послом России Кисляком. Но Флинна записывали тогда, когда Трамп еще не вступил в должность. Сейчас же никакая американская разведка не может позволить себе сливать в прессу результаты прослушивания действующих руководителей государства.
Впрочем, нынешним сливом противники Трампа вплотную подошли к этой черте. Причем понятно, что Трампа сдают (тут не важно, что информация лжива – важна сама осведомленность о ходе переговоров, которую просто грамотно искажают) именно спецслужбы. Благодарность в статье Washington Post к безымянному «патриоту», организовавшему утечку, может быть и отвлекающим маневром. Ведь в той же статье сообщается, что помощник президента по вопросам внутренней безопасности и борьбе с терроризмом Томас Боссерт связывался с главами ЦРУ и АНБ, чтобы «минимизировать возможные последствия» откровенности Трампа. Так что утечка в прессу, скорее всего, пошла именно через спецслужбы, которые, таким образом, до сих пор не боятся в открытую подставлять и сдавать собственного президента.
Проще говоря, Трамп столкнулся не просто с саботажем, а с открытой диверсией, с войной спецслужб и «глубинного государства» (термин, используемый для обозначения реальной власти, вполне может быть назван синонимом «вашингтонского болота», которое грозился осушить Трамп) против Белого дома. В этой войне не может быть перемирия или ничьей – она закончится поражением и разгромом одной из сторон.
Причем, судя по тому, с какой скоростью развиваются события, закончится уже в течение ближайших нескольких месяцев. Доведя уровень обвинений Трампа до абсурда оруэлловского масштаба, его враги получат страшной же силы «отдачу». То есть Трамп реально раскроет заговор против себя – с катастрофическими последствиями для тех, кто сейчас координирует атаку на Белый дом.
А вот шансов организовать Трампу импичмент у его врагов нет как минимум до начала 2019 года (когда после очередных выборов соберется новый Конгресс) – так что им остается лишь силовой способ устранения противника. Уже в пятницу президент Дональд Трамп впервые покинет Америку – он отправляется в свою первую зарубежную поездку.
Петр Акопов