Абсолютно скотское отношение азербайджанских властей к собственным аскерам, отправляемым на армянскую землю в качестве пушечного мяса, известно давно. Ежедневным напоминанием об этом служат около двух тысяч могил имени Гейдара Алиева, разбросанных на всем протяжении государственной границы Республики Арцах с Азербайджаном. Хотя называть их могилами, наверно, было бы не совсем правильно. В основном это — вырытые наспех по приказу азербайджанского командования огромные ямы, куда ковшами экскаваторов и отвалами бульдозеров сбрасывали сотни трупов несостоявшихся «освободителей» Карабаха. Совсем недавно новость об «обнаружении» 179 захороненных таким вот образом аскеров прошла в азербайджанских СМИ, не вызвав, к слову сказать, никаких особенных эмоций. Еще более «загруженным» кладбищем являются горы армянского Карвачара, под снегом, льдом и камнями которых покоятся более 6 тысяч участников фатально для Азербайджана завершившегося наступления в феврале 1994 года. Об их судьбе в своей книге «Черный сад» подробно рассказал любимец азагитпропа Томас де Ваал:

«12 февраля армяне под сильным снегопадом перешли в контратаку. Азербайджанцы в панике бросились отступать, и в ходе этого отступления сотни молодых солдат замерзли до смерти или пропали без вести. Две азербайджанские бригады оказались в окружении и попытались с боями прорваться на север через узкий перевал. Армяне обрушили на окруженные части шквальный огонь ракет «Град». Результат этого обстрела был ужасающий: в этой атаке они, вероятно, уничтожили до полутора тысяч солдат. Спустя несколько лет те, кто посещал Кельбаджарский район, находили в горах замерзшие трупы. Позже армяне собрали сотни военных билетов молодых азербайджанских солдат, погибших на Омарском перевале. Съемочная группа армянского телевидения засняла одну из самых щемящих иллюстраций той войны: ворох красных военных билетов, вываленных на длинный деревянный стол, - единственное, что осталось от десятков погибших молодых азербайджанцев. Список потерь вырос существенно: азербайджанцы в ходе этой операции потеряли около 4 тысяч человек».

Заметим, что руководитель пресс-центра министерства обороны Азербайджана Лейла Юнус писала о «свыше пяти тысячах» аскеров, уничтоженных в феврале 1994 года в Карвачаре. Но, повторюсь, согласно архивным документам, хранящимся в архиве Аналитического центра «Восканапат», в Карвачаре было уничтожено до 6 тысяч аскеров.

От дезертира-папаши не отстает и дезертир-сынок, взявший на вооружение отцовскую стратегию захоронения собственных аскеров в наспех вырытых ямах. В некотором роде Ильхаму даже удалось переплюнуть своего отца, изобретя циничную схему сокрытия потерь в рядах аскерни в ходе многочисленных диверсий и локальных боестолкновений. К примеру, аскер гибнет в Арцахе в ходе диверсии, а его родным сообщают о том, что их чадо, поддавшись влиянию экстремистских религиозных течений, дезертировав из армии, направилось в Сирию, где и нашло свою смерть. В итоге Ильхам и его свита довольны, холодильники минобороны разгружены, и «мазутный» бюджет не страдает от выплат за «шахидство». А еще родителей погибшего аскера всегда можно упрекнуть в том, что их сын был религиозным экстремистом и террористом. Таким образом, число могил имени Ильхама Алиева продолжает расти.

Но вернемся к бронзовому папаше. В ходе наступлений армянских войск в 1993-1994 гг. вглубь Азербайджана непрерывным потоком шли гробы с останками уничтоженных аскеров. Опознанные трупы передавались для захоронения родственникам. А невостребованные после фотографирования и специального оформления хоронили безымянными в пронумерованных могилах, снабдив их надписями «Azərbaycan oğlu naməlum əsgər» (неизвестный аскер — сын Азербайджана). Таких захоронений по всей территории Азербайджанской республики рассыпано множество. К примеру, на одном только кладбище «Шаммедли», расположенном в Имишлинском районе, имеется 11 подобных могил.

И хотя этим аскерам «повезло» несколько больше, чем их коллегам, кости которых и по сей день продолжают гнить в ямах имени отца и сына Алиевых, парадокс состоит в том, что за прошедшие с момента окончания Арцахской войны 23 года даже этих аскеров никто не удосужился опознать, хотя их фотографии хранятся в архивах исполнительной власти и райоотделов Государственной службы по мобилизации и призыву на военную службу. Согласно информации азербайджанских источников, за послевоенное время было растиражировано и разослано во все районы республики около 500 публикаций с фотографиями погибших. Но удивительное дело: опознавать трупы не торопятся ни родственники, ни соседи, ни односельчане мертвых аскеров. Этот не поддающийся пониманию нормального человека факт говорит лишь о том, что скотское отношение к погибших соплеменникам характерно не только для азербайджанской элиты и власть предержащих, но и для рядового каспийского плебса. И стоит ли после этого удивляться тотальному сокрытию алиевским режимом потерь в рядах азербайджанской аскерни, если ее судьба практически никого в республике не волнует. Бесчувственная толпа полностью достойна своих правителей.

Портал Voskanapat.info имеет большую читательскую аудиторию в Азербайджане, причем не только среди коренных народов региона. Кто-то в соседней республике следит за нашими публикациями с ненавистью и откровенной злобой. А кто-то жадно ловит каждое слово правды, коей не дождешься от местных СМИ. Пользуясь случаем, мы публикуем фотографии безымянных аскеров, похороненных на кладбище «Шаммедли» в Имишлинском районе. Возможно, те, кто не читает азербайджанский официоз, опознают среди них своих родственников.

  

  

  

Мысли и позиции, опубликованные на сайте, являются собственностью авторов, и могут не совпадать с точкой зрения редакции BlogNews.am.