В проблеме жителей бывшего российского эксклава Храх-Уба в Азербайджане до сих пор не поставлена точка. Нажим на жителей села со стороны азербайджанских властей постоянно усиливался с начала нынешнего века, а после подписания договора между Россией и Азербайджаном о госгранице в 2010 году их начали уже откровенно выдавливать из родных мест, пишет РИА Дербент.
Жители были вынуждены покинуть село, некоторых насильственно выдворяли. Оказавшись на территории России, они не смогли вновь пересечь российско-азербайджанскую границу и вернуться в родное село. Их также вынудили продать свои дома. За приусадебные территории, сады и другие земельные участки они и вовсе ничего не получили.
Многодетная семья Нагмета Нагметовова – единственная, которая осталась без какой-либо компенсации. Нагмет Нагметов, будучи представителем села Храх-Уба, помог односельчанам продать свое жилье, однако ему самому это сделать не удалось. Теперь он — невъездной в Азербайджане. Ему не удалось получить компенсации за свое жилище. Продать свой дом в АР ему не удается даже по выписанной на сестру доверенности.
В ноябре 2013 года обезлюдевшее село власти переименовали в Палыдлы, построив новые дома. В них въехали выходцы из Нахиджевана. А старые дома постепенно разрушаются.
Как отмечается, каждый год земли Храх-Убы дают огромный урожай: 100 тонн только одного фундука, не считая фруктов и овощей. Доходы от реализации сельскохозяйственной продукции уже многократно превысили те компенсации, которые были переданы храхубинцам. Но тяжелое положение семьи Нагмета Нагметова новых хозяев не интересует.
Не помогают им в этом вопросе российские власти, которые фактически в самое трудное время бросили своих граждан на произвол судьбы. Было отправлено несколько десятков писем во все инстанции, но все безрезультатно.
«Я отправлял обращения в посольство РФ в Азербайджане, в прокуратуру и министерство по национальной политике Дагестана, связывался с депутатами Госдумы, обращался к руководству Азербайджана и Дагестана, писал в Администрацию Президента РФ. К кому я только не обращался. Мне приходили ответы, которые не решили мой вопрос. В итоге я получил письмо из МИДа, что переписка по моему вопросу прекращается. Я уже не знаю на что мне надеяться. Очень обидно, что российские власти не хотят обязать Азербайджан выплатить компенсацию единственной семье, которая ее не получила», – сетует Нагметов.
Уже несколько лет он и остальные храхубинцы выживают как могут. Обещанное благоустроенное село взамен утерянного им до сих не построили. Вопрос много раз переносился. Было твердо обещано, что в 2017 году, наконец, предусмотрят деньги для его решения. Но в бюджете и на 2017 год денег на это не выделили.
В итоге было решено не строить село с соответствующей инфраструктурой, а оказать финансовую помощь, размер которой оказался в 5 раз меньше первоначально заложенной суммы: 220 млн вместо 1.062 млн рублей.
Однако материальное положение многодетной семьи Нагмета Нагметова является критическим. Они вынуждены были влезть в долги и им сложно будет ждать еще один год. Кроме того, это не снимает вопрос компенсации с азербайджанской стороны, которая задаром получила имущество и земли этой семьи.


