Переводчица ФБР Даниэла Грин переехала в Сирию и вышла замуж за террориста из запрещенной в России группировки «Исламское государство». Об этом сообщает CNN. Через несколько недель замужества она решила вернуться в США и во всем признаться властям. Грин была приговорена к двум годам лишения свободы.
38-летняя Даниэла Грин, переводчица Федерального бюро расследований с высшим уровнем доступа, работала по делу против бывшего немецкого рэпера-исламиста Дениса Касперта, который в Сирии был известен как Абу Тальха аль-Альмани. Грин родилась в Чехословакии, росла какое-то время в Германии, так что по-немецки говорила бегло. В США переехала, выйдя замуж в юном возрасте за солдата этой страны. На ФБР переводчицей стала работать с 2011 года. С января 2014-го ей отдали дело некоего немецкого террориста, который в судебных записях фигурирует как «Индивидуум А». Им и оказался Касперт.
Денис Касперт (псевдоним Deso Dogg) так и не достиг каких-то невероятных высот на музыкальной сцене, хотя в 2006 году читал на разогреве у популярного американского рэпера DMX. После того как Касперт попал в автокатастрофу, едва не ставшую для него смертельной, он ударился в религию.
В 2010 году он покинул рэп-индустрию и обратился в ислам, сменив тексты о суровой гангстерской жизни на нашиды, включая прославляющие бен Ладена.
В 2012 году Касперт покинул Германию, через Египет и Ливию добравшись до Сирии. Там он занялся вербовкой, используя в том числе своей звездный статус.
39-летний Касперт считался влиятельным боевиком группировки. Он занимался пропагандой и, в частности, участвовал в съемках видеороликов, на одном из которых появился, держа в руках отрезанную голову человека. В 2015 году Пентагон сообщил о его ликвидации во время воздушной атаки ВВС США города Ракка. Однако представитель министерства внутренних дел Германии, который следил за подозреваемыми экстремистами, сказал журналистам: «Человек, которого объявили погибшим, умирал уже несколько раз, поэтому в этот раз нельзя ни подтвердить, ни опровергнуть эту информацию». И действительно, в августе 2016 года оказалось, что он выжил.
В апреле 2014 года Грин сообщила на работе, что собирается в Мюнхен навестить родню. Вместо этого она сначала прилетела в Стамбул, а потом добралась до границы с Сирией, которую и перешла при содействии боевиков ИГ. Как отметил бывший официальный представитель Госдепа Джон Кирби, ее приезд наверняка был согласован с руководителями ИГ: большинство приезжающих в Сирию рискуют своей головой в буквальном смысле, и если Грин, будучи американкой, женщиной и сотрудницей ФБР, осталась цела, то это точно обговаривалось с боевиками.
В Сирии она вышла за Касперта замуж — при этом формально она была все еще замужем за американским военнослужащим.
Через несколько недель она начала сожалеть о своем поступке и писать электронные письма неустановленному адресату. В частности, в июле 2014 года она писала, что понимает, какой тюремный срок ее ждет в случае возвращения, но, «по крайней мере, это жизнь», и обещает скоро вернуться.
Так и произошло: в августе 2014 года Грин вернулась в США, во всем покаялась, заключила сделку со следствием и была приговорена к двум годам лишения свободы — срок, который многие называют несоразмерно маленьким для содеянного. Из тюрьмы Грин вышла в августе 2016 года. Сейчас она работает хостес в одном из отелей и отказывается давать какие-либо комментарии, опасаясь за здоровье и жизнь своей семьи.
Отметим, что на сторону исламистских формирований переходят не только граждане США. По данным на декабрь 2016 года, опубликованным в британской прессе, не менее пяти тысяч человек отправились из стран Старого Света в Ирак и Сирию для того, чтобы принять участие в боевых действиях на стороне ИГ, «Джебхат ан-Нусры» (запрещена в РФ) и иных исламистских формирований. Речь идет о людях, имеющих гражданство стран Европейского союза и получивших его по самым разным основаниям. При этом сообщается, что до 20% выехавших из Европы джихадистов погибли в боевых действиях, но около 1750 человек вернулись в Европейский союз. За большинством из них ведут слежку службы безопасности и полиция тех государств, куда они приехали.
Как пишет Guardian, первое место по числу европейцев, отправившихся воевать на Ближний Восток, занимает Бельгия.
Как рассказал «Газете.Ru» исламовед Роман Силантьев, сейчас исламистские группировки заняли нишу интербригад Гарибальди и Че Гевары. «Если раньше активные люди в поисках острых ощущений и романтики ездили бороться за свободу притесняемых боливийцев или кубинцев, то сейчас они едут к аль-Багдади (один из лидеров ИГ. — «Газета.Ru»). Коммунисты и анархисты и рядом не стоят с исламистами по популярности», — рассуждает он. По словам Силантьева, этим романтикам не столь важно, во что верят их будущие хозяева, сколько важно осознавать, что они воюют против общемировой несправедливости.