Храня память и склоняя голову по миллионам безвинно убиенных армян, мы решили изменить традицию и обратиться к трагическим событиям прошлого в несколько ином ракурсе.
Трагические события конца XIX – начала ХХ веков, как и менее масштабные, но не менее кровавые события нашей недавней истории, привычно воспринимаются большинством в качестве некоего стереотипа.
Жертвенность, заплаканные глаза, поникшие головы, безоружные старики, женщины и дети, голодные изгнанники. Армянская Голгофа, страдающий народ-созидатель. Никто не спорит, что все это имело место. Но за покрывалами скорби и отчаяния упускается из виду самое главное: никогда в истории армянский народ не был безропотной жертвой.
Напротив, всегда, во все времена количественно уступающее врагу армянское воинство, а, зачастую, и просто народное ополчение, тем не менее, внушало ужас многочисленным завоевателям. Именно поэтому владение оружием христианам строго запрещалось властями Османской империи. По сходным причинам разоружение армянской армии было непременным условием турок на переговорах в период, последовавший за Первой мировой войной. И именно поэтому сегодняшние наследники талеатов, джемалей, хан-хойских и султановых, потирая побитые бока и вынужденно припрятав до времени волчьи клыки, со слезами на глазах умоляют мировое сообщество заставить армян вывести войска из Арцаха.
И сегодня, в канун наших траурных дат, хотелось бы вспомнить и преклонить голову не только в память безвинных жертв Геноцида, что мы делаем всегда, но и в память тех, кто в труднейших, а порой и просто безнадежных условиях отстаивал священное право армянина жить, трудиться и растить детей на своей родной земле. Отстаивал с честью и невероятным мужеством.
Давайте вспомним героическую борьбу воинственных горцев неприступного армянского Зейтуна и их многочисленные оборонительные сражения, происходившие в 1780, 1782, 1808, 1819, 1829 годах. В 1860 году зейтунцы заставили ретироваться 12-тысячную группировку регулярной турецкой армии под командованием Хуршуд-паши, усиленную крупными отрядами башибузуков. В 1862 году отряды зейтунских ополченцев числом в 6-7 тысяч человек на голову разбили 40-тысячное войско Азиз-паши, состоявшее из турецких соединений, усиленных артиллерией и «мусульманскими добровольцами» из числа черкесов, курдов племени афшар и кочевников-юрюков. Неприятель бежал из Зейтуна, оставив в армянских горах до 12 тысяч убитыми, а также множество стрелкового оружия, пушки и знамена. Народные восстания происходили в Зейтуне и позднее – в 1865, 1872, 1875, 1877-1878, 1895 годах. Они прославили отвагу армянских ополченцев и их народных героев-предводителей – князей Папика Енитуняна и Казара Шоврояна, Агаси Турсаркисяна и многих других.
Давайте вспомним первых фидаинов под командованием Арабо, действовавших в 80-90 годы XIX века в Тароне, героическую самооборону Сасуна под руководством Миграна Таматьяна в 1891-1894 годах, антиосманские выступления в Муше, Басене и Хлате в 1895-1896 годах, в Сасуне, Хнусе, Муше, Карине, Тароне и Васпуракане в 1897-1899 годах, и гремевшие на весь Еркир имена Грайра, Мурада, Ахпюр Сероба, Гургена, Вагана, Вазгена, Вардгеса и других гайдуков, сражавшихся с врагом, количественно и материально превышавшем их даже не в десятки – в сотни раз!
Вспомним имевший огромное значение для безопасности армянского населения османо-персидского приграничья славный Ханасорский поход 1897 года против курдов племени мазрик, и его героев – Вардана, князя Аргутяна, Никола Думана, Ростома и Христофора Оганяна.
Вспомним битвы в Спаханке (ноябрь 1899 г.), Бердахе (1900-1901 гг.), Чоршене (1901), при монастыре Аракелоц (1901), героическую самооборону Сасуна в 1904 году, когда двести фидаинов под командованием Вагана, Грайра, Андраника и Геворга Чауша и восемьсот крестьян-добровольцев в течение двух с половиной месяцев (! – Пандухт) сражались против 14 батальонов 4-го турецкого армейского корпуса и 7-тысячных иррегулярных конных отрядов гамидие, битвы в Муше в мае-июле 1904-го, Куравуйрское и Шамирамское сражения в июле того же года, Карское и Алваринджское сражения 1905 года и Сулухскую битву в мае 1907-го отряда под командованием Геворга Чауша…
Несмотря на все несправедливости и притеснения в их отношении, армяне показали себя примерными гражданами турецкого государства, активно участвуя в свержении кровавого султана Абдул-Гамида II-го, а затем, в составе турецких войск, в битвах при Галиболу и антиантантовских операциях в Месопотамии. Достаточно сказать, что один из членов младотурецкого триумвирата – военный министр Энвер-паша, во время окончившегося провалом Кавказского похода османской армии, был вынесен с поля боя именно армянскими солдатами.
В дни Геноцида во всех местах проживания армян были организованы очаги сопротивления. Государственной машине уничтожения армяне противопоставили мужество, честь и беззаветную храбрость. Героическая самооборона имела место в Сасуне, Муше, Шапин-Гарахисаре, Шатахе, Урфе и многих других местах. Сражавшиеся показывали примеры невероятной стойкости и отваги, сражаясь буквально за каждый дом. 22 непокорных и непокоренных армянских бойца, запершихся в зейтунском монастыре Сурб Аствацацин, отразив все атаки осадивших монастырь многочисленных регулярных войск Хуршида-паши, сумели прорвать кольцо и уйти в горы. Более месяца до подхода русских войск держались защитники Вана, что позволило спасти от неминуемой гибели десятки тысяч армян Васпуракана, 7 недель - защитники Мусалера. 53 дня продолжалась героическая оборона Урфы, о которой великий ученый и гуманист Фритьоф Нансен сказал: «В Урфе армяне погибли после героической, но безнадежной борьбы. Народ, сражающийся во имя справедливости, в которую он верит, с такой отвагой, как сражались тысячи армянских добровольцев на фронтах Кавказа и Сирии, с полным основанием может отвергать все обвинения в трусости». И все это несмотря на то, что под прикрытием всеобщей мобилизации более 100 тысяч армянских мужчин было призвано и предательски уничтожено в османских войсках.
Сотни тысяч наших соотечественников – генералов, офицеров, солдат и добровольцев сражались против турок в рядах российской, а затем армянской армии. Сражались героически, покрыв себя неувядаемой славой.
Вспомним неравную борьбу наших героических соотечественников, вернувшихся в Киликию, в 1919-1922 годах, о каждом эпизоде которой можно рассказывать с восхищением. Это и длительная оборона Мараша, начавшаяся, опять же, с турецкого ультиматума в адрес французской администрации с требованием удалить из города армянских легионеров-добровольцев (что, в итоге, и было выполнено – П.), и кульминация этой трагедии, когда забаррикадировавшиеся в церкви Сурб Аствацацин 50 бойцов и 2 тысячи беженцев в течение 8 дней сдерживали атаки вооруженного до зубов разъяренного врага, но так и не сдались. Это и героическая оборона 6-тысячного Аджна. Защитники города, полностью отрезанные от внешнего мира, в течение 7 месяцев (! – П.) сдерживали осаду кемалистских войск и, в конце концов, пали под ударами вражеской артиллерии. Только отряду из 378 бойцов удалось прорвать осаду и с боями достичь Джейхана и Аданы. Это и длительная самооборона Урфы и Айнтаба, благодаря которой жителям этих городов удалось избежать резни, хотя и они позднее вынуждены были навсегда покинуть родной край. Это о них писал президент американского колледжа Джон Мэррил:
«В период самообороны армяне выявили большие способности, находчивость, мужество. Не имели пороха - нашли пути его изготовления. Не имели снарядов - смогли изготовить их. Не имели патронов - добились их производства. Они даже отлили две пушки».
5 месяцев сдерживал осаду и героический Зейтун, также полностью отрезанный от внешнего мира. В ночь на 30 июня 1921 г. отряд численностью 318 человек (из них 72 женщины - П.) под командованием Арама Чолакяна и Ованеса Симоняна прорвал вражеское кольцо и ушел в горы. Ведя в течение двух месяцев беспрерывные бои с турками в Зейтунских горах, этот героический отряд все-таки прорвался через вражеские кордоны и вышел к территории, находившейся в зоне ответственности французских войск. К этому моменту их осталось всего 118 человек.
Чудеса стойкости и отваги были показаны армянами и на территории Российской империи в ходе армяно-татарских столкновений в 1905 и 1918 годах. Уступая закавказским туркам в численности и вооружении, и мужественно противостоя бандам грабителей, насильников и убийц, а позднее и регулярным турецким войскам, армяне, тем не менее, показали себя настоящими воинами. А немногочисленные дружины Никола Думана и Амазаспа воочию доказали, что находящейся на территории Азербайджана горстке армянских фидаинов по силам завоевать всю территорию новоявленного государства – турецкого выкормыша.
Все, сказанное нами выше, убедительно подтверждает тот факт, что армянский народ никогда не был безропотной жертвой. Наши предки достойно противостояли турецкой государственной машине тотального уничтожения, и погибли, увенчав себя славой. И не их вина, что армянский народ стал жертвой грязных политических игр «дружественных» держав.