В эти дни произошло немало важных событий – по крайней мере, для Армении. Потому что соседний Иран интенсифицирует усилия по распространению своего влияния и в Закавказье, и на всём постсоветском пространстве в целом. Активность Ирана – действительно, повышенная. Без вдавания в подробности, даже одним лишь перечислением – это легко доказывается. И главное – этими новостями пестрят практически все иранские СМИ!
Я уже писал недавно, как рьяно Иран взялся за Грузию. Но правда в том, что, помимо Грузии, министр иностранных дел Ирана Мохаммад Джавад Зариф с официальными визитами направлялся в последние дни и в Туркмению, и в Киргизию. И там с его участием проведены крупные двусторонние форумы. Речь о том же – о многогранном и многостороннем сотрудничестве Ирана с этими странами. Вернусь к своей идее – резко активизировавшись именно после турецкого референдума (16 апреля), Иран вступает в жёсткую борьбу с Турцией в тех странах, где для иранской стороны важно ликвидировать или же резко сократить возможности Анкары. И, как и в случае с Грузией, именно во время переговоров Зарифа и туркменистанцы, и киргизы дали обязательство в скором времени направить свои правительственные делегации в Тегеран. Более того – даже встреча министра обороны Ирана бригадного генерала Хоссейна Дехгана 16 апреля в Тегеране с азербайджанским министром обороны Закиром Гасановым – тоже вполне вписывается в рамки «похода» Ирана во имя ликвидации или сужения ареала влияния Турции на постсоветском пространстве. Причём ничего из конфиденциальной части переговоров бригадного генерала Дехгана и Закирова, конечно, иранскими СМИ не сообщалось и не сообщается.
Могут ли эти события не интересовать Армению и армян? Безусловно, нет – не могут не интересовать. Но из скупых сообщений иранского официоза мы не вправе делать даже некие первичные предположения. Вот всё, что сумеет «наскрести» любой исследователь – «Указав на культурные, религиозные, исторические общности между иранским и азербайджанским народами, глава Минобороны Ирана заявил: «Многократные встречи и визиты лидеров двух стран и их политическое и экономическое взаимодействие на международной арене показывают растущие отношения между Ираном и Азербайджаном». При этом глава Минобороны ИРИ призвал к расширению связей между двумя странами в сфере обороны. В ходе встречи также были обсуждены перспективы расширения военного и военно-технического сотрудничества и состоялся обмен мнениями по региональной безопасности и другим вопросам». Всё самое интересное – конечно, в формулировке «региональной безопасности и другим вопросам», потому что Иран отлично и твёрдо знает: Баку с кем угодно сотрудничал и сотрудничает в военной и военно-технической сферах, по вопросам региональной безопасности, но только не с Ираном. К примеру, было бы неплохо, если Посольство Армении в Иране хотя бы «ради приличия» выступило бы с комментариями по поводу переговоров Дехган-Закиров в Тегеране 16 апреля. Сами же мы вспомним, что более всего Иран тревожило и тревожит то обстоятельство, что в военной, военно-технической сферах и в вопросах региональной безопасности Азербайджан – типичная марионетка США, Израиля, Великобритании и Турции. И именно нейтрализация этих стран в Закавказье – одна из приоритетнейших задач иранских политиков и военных… Именно поэтому в апреле 2017-го не глава МИД Зариф едет в Баку, а военный министр Дехган «вызывает к себе» коллегу с Апшерона.
Но вернёмся к активности Ирана внутри СНГ. Согласимся, что в практике прежних лет внешняя политика Турции опиралась именно на Азербайджан, Туркмению, в меньшей степени – на Киргизию. Но сейчас, когда за Закавказье и Среднюю Азию массированно взялся Иран, невольно вспоминаю о том, что в октябре 2008 г. и марте 2010 г. Тегеран организовывал и проводил у себя на территории крупнейшие Международные конференции по… сотрудничеству и безопасности в регионах Закавказья и Центральной Азии. И, как участник упомянутых двух Тегеранских конференций, я отчётливо вижу, что наработки тех лет для Ирана стали реальной господствующей доминантой. И хотя в 2008 и 2010 гг. на Тегеранские конференции по сотрудничеству в Закавказье и Центральной Азии приглашались и эксперты из Турции, сегодня воочию заметно, что турки «не поумнели» - так и не поняли «мессиджи», которые в 2008 и 2010 гг. направлял им Тегеран посредством двух региональных международных конференций и звучавших на них призывах «отойти» от обслуживания интересов Запада и Израиля…
Продолжение мониторинга иранских СМИ за последние дни вообще выводит на многие составляющие актуального внешнеполитического курса Ирана. А вот это сообщение говорит о том, что теперь и Украина включена в зону национальных интересов Ирана. Украина и Иран договорились о запуске тестового поезда для транспортировки сельскохозяйственной продукции, сообщила в четверг пресс-служба Министерства инфраструктуры Украины, заявил глава ведомства Владимир Омелян после встречи с иранской делегацией 19 апреля в Киеве. По его словам, маршрут в тестовом режиме может быть запущен уже летом. Он пройдёт по территории Грузии и Азербайджана. «Это очень перспективное направление сотрудничества для обеих стран. Украина должна разрабатывать новые международные транспортные коридоры, с тем, чтобы стать надёжным транзитным мостом между странами Европы, Азии и Востока», - сказал Омелян. Министр призвал иранскую сторону рассмотреть возможность транспортировки иранской нефти в Украину, а также перспективы строительства на территории страны нефтеперерабатывающего завода. Оценка иранских источников – Тегеран и Киев договорились «о создании транзитного моста Европы с Азией», правда, иранская сторона была представлена не на высоком уровне: «в составе посла Ирана на Украине Мохаммада Бехешти-Монфареда, директора-распорядителя организации Свободной торгово-промышленной зоны Энзели и портов Исламской Республики Иран в Каспийском море Резы Масрура, представителей деловых кругов Ирана». Цитата: «В ходе встречи Украина и Иран договорились о запуске тестового поезда с целью транспортировки сельскохозяйственной продукции, в первую очередь, зерновых из Украины в Иран. Маршрут проляжет по территории Грузии и Азербайджана… Также украинский министр призвал Иран рассмотреть возможность транспортировки иранской нефти на Украину, а также перспективы строительства нефтеперерабатывающего завода на территории Украины». Наконец, «Украина заинтересована в инвестировании в Свободную зону Энзели» и хочет посетить эту Свободную зону Энзели. Кроме того, «украинская делегация во главе с главой Торгово-промышленной палаты Украины Геннадием Чижиковым посетит Иран».
Ну, дрыгания ножками и нервные тики украинских госчиновников нам понятны, но вопрос ведь в чём – идёт точное копирование сути переговоров иранцев в Грузии, Туркмении и Киргизии. Госделегация Украины также поедет в Тегеран. И данная ситуация показательна. Пока разного рода «чиновники» внутри ЕАЭС строят дополнительные препоны на пути создания Свободных экономических зон между странами-участницами ЕАЭС и Ираном, - если мне не изменяет память, сами-то переговоры Ирана с ЕАЭС по поводу создания нескольких СЭЗ (а не только одной на армяно-иранской границе…) вроде вперёд не продвигаются, - сам Иран разнообразит свои решения и шаги на постсоветском пространстве. По некоторым сведениям, опять главный инициатор препон перед Ираном – это дву- и даже трёхликий Казахстан, о котором уже вполне уместно говорить и как о своего рода «троянском коне» пантюркизма внутри и СНГ, и ЕАЭС.
А сам Иран тем временем готовится к контактам куда как более важным и высокого уровня. Так, МИД Китая 19 апреля сообщил, что Иран обязательно примет участие на очень высоком уровне в Международном форум Шёлкового пути «Один пояс – один путь». Важное уточнение – в Пекин прибудет и президент России Владимир Путин, а также приглашён президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган. Как видим, намечается нечто грандиозное. А вот министр обороны Ирана генерал Дехган планирует встретиться с министром обороны Российской Федерации 26 апреля 2017 г. в рамках своего визита в Москву. «Министр прибудет в Москву 25 апреля, а 26 апреля он примет участие в конференции по безопасности. Он также планирует ряд двусторонних встреч, в том числе с министром обороны России Шойгу», - сообщают из посольства Ирана в России. Удивлять читателей моими наиболее смелыми прогнозами не стану. Во всяком случае, антитурецкие инициативы Ирана налицо – так что не стану предвосхищать итоги Международного форума в Пекине, тем более что это будет проходить 14-15 мая, а не в апреле.
Однако заранее можно ожидать, что лидеры Китая, России и Ирана потребуют от Эрдогана в Пекине не только подтверждений готовности участвовать в китайской «Экономической инициативе Шёлкового пути», но и внятных объяснений. К примеру, по поводу Сирии и всех последних заявлений Анкары против союзника Пекина, Москвы и Тегерана в Дамаске – сирийского президента Башара аль-Асада. К этому точно идёт весь процесс развития событий. И то, что турки вместе с Западом отклонили в ООН проект резолюции о необходимости тщательного и подробного международного расследования «химатаки в Идлебе», подготовленной Россией и Ираном, только подтверждает (пусть и косвенно) – Эрдогану никуда не увернуться от конкретных ответов на конкретнейшие и жёсткие вопросы Путина и Роухани.
Понятно и то, что обсудит и о чём достигнет новых или дополнительных договорённостей с Шойгу иранский министр обороны Дехган. Я уверен, что у них на столе будет в качестве темы переговоров не только Сирия, но и наше Закавказье. Цель у Москвы и Тегерана всё та же – не допустить военного присутствия из внерегиональных государств на своих границах. Следовательно, волей-неволей, затронут и тему Арцаха, хотя бы и косвенно. 18 апреля, по случаю официального приёма в Посольстве Ирана в РФ, иранский посол в Москве Мехди Санайи в присутствии представителей правительства и военных ведомств Российской Федерации, послов и военных атташе из других стран (в том числе и западных) особо подчеркнул: «Иран и Россия расширили своё сотрудничество, осознавая риски и угрозы, возникающие в результате расширения террористических группировок в регионе и мире в последние годы. Тегеран считает, что борьба с терроризмом и экстремизмом требует серьезного сотрудничества со странами региона и мира. Иран и Россия заинтересованы в активизации сотрудничества в сфере обороны».
Кроме того, Россия открыла свой Дальний Восток для безвизового посещения данного региона гражданами Ирана. Москва обосновывает своё решение принять такой закон стремлением резко повысить инвестиционную и туристическую привлекательность Дальнего Востока. Но понятно, что не случайно время для Ирана было избрано именно сейчас – когда нарастает напряжённость в отношениях Ирана с тандемом США-Израиль, а Турция исподтишка вредит Москве и Тегерану на Ближнем Востоке.
А что же Армения? – могут спросить очень и очень многие. Из главных новостей, касающихся Армении, иранские СМИ упоминали лишь, - да и то 15 апреля, о заявлениях президента Армении Сержа Саргсяна на заседании Высшего Евразийского экономического совета, когда армянский президент подчеркнул, что Ереван заинтересован в сотрудничестве с Ираном в рамках ЕАЭС. Я процитирую сообщение агентства IRNA на эту тему: «По словам Саргсяна, для дальнейшего международного позиционирования нашего интеграционного объединения Армения придаёт важное значение продвижению сотрудничества ЕАЭС с третьими странами и ключевыми интеграционными объединениями, готовыми к реальному сотрудничеству. В 2016 году в конструктивном ключе прорабатывались вопросы сотрудничества с Ираном, Китаем, Индией, Египтом и многими другими странами. «Армения заинтересована в правовом закреплении соответствующих договорённостей, достигнутых на этих направлениях, в частности, с Исламской Республикой Иран, с которой нас связывают прагматичные, взаимовыгодные и добрососедские отношения», - сказал Саргсян. Он отметил, что в этом плане позитивно оценивает процесс взаимодействия между Евразийской экономической комиссией и Европейской комиссией как важный фактор, способствующий диалогу между двумя объединениями в целях обмена опытом и обсуждения путей обеспечения гармоничного, взаимодополняющего и взаимовыгодного развития процессов интеграции и сотрудничества».
Подчеркну – иранские СМИ, в особенности официоз, никак не прокомментировал заявления С.Саргсяна, хотя прошла уже почти неделя после его выступления на заседании Высшего Евразийского экономического совета. Если бы не было дипломатической и военно-дипломатической сверхактивности Ирана в других странах постсоветского пространства – в Грузии, на Украине, в Средней Азии и т.д., то могло бы создаться впечатление, что иранцам просто сейчас недосуг «заниматься» Арменией, мол, иранцы все силы бросили на подготовку к президентским выборам. Тем более что 20 апреля Совет Стражей Ирана утвердил кандидатуры первых шести участников этих выборов – среди них, кстати, и действующий президент Роухани. Но – нет, приближающиеся выборы в реальности не имеют никакого отношения к тем задачам, которые Иран по ходу решает в сферах внешней политики, экономического сотрудничества и военного сотрудничества. Так что «неучёт» Армении в апрельской активности Ирана – на мой взгляд, тревожный симптом.
Зато Армения… в лице ЗАО «Международные аэропорты - Армения» впускает в своё «гражданское небо» турок! Если ориентироваться на глубинные цели иранской активизации в постсоветском пространстве, - то шаг Еревана никаким серьёзным объяснениям не поддаётся. ЗАО «Международные аэропорты - Армения» заключило соглашение с турецкой (!!!) низкобюджетной авиакомпанией-лоукостером «Pegasus Airlines», которая с 1 июня 2017 г. открывает регулярные рейсы из Стамбула в Ереван, и которая «проявляет аппетит» и к выполнению рейсов из Армении в Европу. Турки станут «контролировать гражданское небо» Армении?! По-моему, более несвоевременного решения в ситуации, когда «на мази» обострение отношений Ирана с Турцией (про российско-турецкие отношения даже предлагаю «на время забыть»), когда Иран аккуратно и целенаправленно «выбивает почву из-под ног» Турции на постсоветском пространстве, принять было просто невозможно. Неясно также, что за сверхсрочная необходимость вдруг возникла иметь рейс на Стамбул? Да ещё трижды в неделю?! О моральной стороне дела вообще промолчим – видимо, директорат ЗАО «Международные аэропорты - Армения» ничего не интересует, кроме денег, хотя подписывать такое соглашение накануне даты 24 апреля, на мой взгляд, означает нанести пощёчину собственному народу.
Ладно, директорату ЗАО «Международные аэропорты - Армения» представляется, что «деньги не пахнут». А где позиция президента и правительства? Наконец, политических партий Армении?! Ради связей с Ираном, сейчас даже такие страны, как Грузия и Украина, откровенно являвшимися «вотчиной» Турции в СНГ десятилетиями, готовы на резкие шаги. А тут, видите ли, кому-то в Ереване хочется трижды в неделю летать в Стамбул и обратно. Все же понимают, что эти «желающие» - явно не из числа 80-90%% населения Армении, у которых-то денег и на одну поездку на Севан порой нет. Ладно – допустим, что рейсы трижды в неделю в Стамбул архиважны для «экономического развития» и улучшения «дел в социальной сфере» Армении. Но почему же избирается турецкий лоукостер, если известно, что есть и те же иранские малобюджетные авиакомпании, летающие в этот самый Стамбул? Словом, принято, как минимум, спорное и неприятно «пахнущее» решение – и власти Армении молчат. А Иран продолжает «осваивать» постсоветское пространство…