Вопрос. США нанесли удар крылатыми ракетами по авиабазе сирийких правительственных сил. Что, по Вашему мнение, это означает, учитывая также реакцию официальной Москвы, и какой будет развязка?
Ответ. Вся эта ситуация с обстрелом крылатыми ракетами сирийской авиабазы американскими ВМС прежде всего представляет интерес с точки зрения ближневосточной политики новой администрации США. Вроде как логично, если бы в эту атаку была заложена логика именно в ключе подходов Белого дома к сирийскому конфликту. Все попытки мировых экспертов, в том числе и некоторых американских, логически объяснить смысл такого приказа Дональда Трампа в парадигме ближневосточной политики, пока успехом не увенчались. Это объясняется простым способом сопоставления фактов, мотивов и результатов, что и попробую сделать. С чего все началось? Администрация США, Турция, европейские лидеры обвинили сирийское правительство в использовании химического оружия против своих оппонентов и мирного населения в Идлибе, при этом, как обычно, не дожидаясь объективного расследования произошедшего.
Созванное экстренное заседание Совбеза ООН наглядно продемонстрировало, что разбираться в ситуации не входит в планы Вашингтона, им уже проведена «красная линия», назначен виновник, перешагнувший через нее, и определена главная задача – свергнуть бесчеловечный режим Башара Асада. К реализации плана, как по разнарядке, подключились мировые СМИ, нагнетая обстановку очередными фейковыми материалами. Необходимый фон был создан, настал момент истины: Вашингтон либо действует, либо бездействует. Кому и зачем это понадобилось, очень важно понять с точки зрения выявления мотивов любого, в том числе и данного действия. Сразу оговорюсь: упомянув выше Вашингтон, имеется в виду конкретно президент Дональд Трамп, а не весь вашингтонский истеблишмент, что далеко не одно и то же впервые, со времен бесславного завершения правления Ричарда Никсона аж 40 лет назад. Внешне решительный и отчаянный парень Дональд Трамп, пришедший к власти, вопреки воле устоявшегося истеблишмента и неписаных, но железно соблюдавшихся до него правил, изначально не имел шанса спокойно править страной и реализовать свои предвыборные обещания. Вопрос стоял «или-или». Либо Трампу удастся сломить организованное сопротивление демократов, республиканцев, Конгресса, Сената, всемирной финансовой пирамиды, спецслужб собственной страны, мировых средств массовой информации, а также некоторых европейских лидеров и выращенной ими касты политиков, экспертов, публицистов и журналистов и задать новый вектор во внутренней и внешней политике, либо придется прогнуться под тотальным давлением, подстраиваться под навязываемые ему правила, чтобы досидеть в Белом доме хотя бы один полный срок.
В первые же недели нахождения Трампа в Овальном кабинете стало очевидным, что дело даже не только в его решительности и политической воле, а еще и в возможности реальными рычагами повернуть ход истории в свою сторону. Объявившему приоритетом внутриамериканские дела и обещавшему плотно заняться внешней политикой лишь после наведения порядка внутри Штатов президенту не только не удалось за прошедшие два с половиной месяца «протащить» через Конгресс и Сенат ни одного законопроекта из собственной повестки, но не вышло даже полностью укомплектовать свою Администрацию. Получилось как-то наоборот: ни одного продвижения в плане реализации данных предвыборных обещаний, вместо этого серия встреч с иностранными лидерами и политиками в ситуации, когда своя доктрина не разработана, подходы не выработаны и не объявлены.
Сопровождающая изложенный нерадужный ряд целенаправленная пропаганда, вполне ожидаемо, сделала свое дело. Практически за два месяца доверие американцев к своему президенту упало аж на двадцать пунктов, что равносильно катастрофе. И вот, одному из самых слабых за последние полвека президентов (дело не в характере и не в личных качествах, а в плане политической поддержки) не оставалось выбора, кроме как серьезно задуматься о некоем решительном шаге, пускай граничащем с безрассудством, который мог бы исправить ситуацию и развеять сгущающийся имидж беспомощного и бесправного чужака. И даже подобный «спасительный» не дали придумать самому, а попросту подсунули. Фейковая химатака Асада, ее душераздирающее поднесение и раскручивание, активные требования адекватно реагировать – все было подстроено таким образом, что из двух плохих вариантов Трамп вынужден был выбрать один: или он подвергает сомнению постановку и не предпринимает активных шагов, рискуя быть обвиненным в нерешительности, негуманности и подчинении воле Москвы, или втягивается в подстроенную авантюру, загнав себя в ловушку.
С точки зрения психологии расчет безупречный: такой человек, как Трамп, не мог допустить, чтобы все «убедились», что он никто и зовут его никак. Его психотипу гораздо ближе быть лихим ковбоем с позолоченными шпорами. Вот и отдал грозный приказ томагавкнуть по Сирии. На первый взгляд, практически беспроигрышный вариант: истощенная сирийская армия не в состоянии достойно ответить, русские скованы своим обязательством согласно двустороннему Меморандуму о недопущении инцидентов в небе над САР, давай-ка я их предупрежу на всякий случай и направлю полсотни крылатых ракет по авиабазе сирийцев как акт устрашения. Потом обозначу важность сего мероприятия в специальном обращении к нации, пожелаю им отныне спокойной от химатаки ночи, заодно и подружусь с сенатором Маккейном.
Шоу должно продолжаться. Однако не то чтобы что-то пошло не так… Все пошло не так. Уже даже шведские и израильские медики и эксперты выразили уверенное мнение о том, что Трампу подсунули постановочную химатаку. Люди профессионально объясняют, что приведенные кадры об облаках желтого дыма ничего общего не имеют с приписываемым арсеналу Асада зарином. Он без цвета, без запаха, без всего, что можно увидеть, тем более на локаторах. Зарин один из самых сильных нервных газов, при попадании даже 1 грамма которого на коже человека жизнь пострадавшего не может продлиться дольше одной минуты, какие уж там бесконечно долго корчащиеся от боли жертвы зарина? Помимо этого, эксперты утверждают, что бомбы с газом не разрываются на мелкие куски, они просто освобождают газ и остаются в сохранности. Так почему ни одна бомба не представляется в качестве доказательства? Да и где признаки наличия зарина у людей, вывезенных в Турцию, ведь тип примененного газа в подобных случаях определяется в первые же минуты. Второе, из выпущенных с двух эсминцев из Средиземного моря 59 «Томагавков» до аэродрома долетели только 23, которые уничтожили 6 стоящих на ремонте МИГ-ов преклонного возраста, склад и столовую. Радиолокационная станция, взлетно-посадочная полоса и прочие сооружения уцелели настолько, что с того же аэродрома самолеты начали летать спустя менее чем сутки. Все эксперты в один голос оценили эффективность налета как крайне низкую с военной точки зрения. Ну а куда делись 36 крылатых ракет – не разъясняется. Вернее, американцы утверждают, что долетело 58, но система объективного контроля фиксирует практически все, поэтому не может ошибиться. Не признавать же, в конце концов, что сирийские подразделения ПВО справились с большей частью крылатых ракет американцев.
Тут еще и Россия «неожиданно» жестко отреагировала, не давая насладиться американцам собственной отчаянностью. Взяли да и вышли из Меморандума. Теперь попробуй полетай над Сирией. Вот и не летают уже третьи сутки, всем партнерам по коалиции американцы запретили появляться в небе над Сирией. Если до этого российские ЗРК обеспечивали безопасность только своих баз в Тартусе и Хмеймиме, то теперь, скорее всего, система ПВО будет усилена и станет закрывать все небо над Сирией. К тому же, опираясь на нормы международного права, обвинили США в агрессии против суверенной страны, что на американские мозги, конечно, плохо ложится, но от того не перестает быть международным правом. Видимо, постфактум осмысливая всю опасность произошедшего, американцы стали заверять, что атака была единичная, что специально нанесли «щадящий» удар, что нет планов повторить его в дальнейшем, что не хотели бы, чтобы русские вышли из Меморандума и закрыли каналы координации действий. Эти безграмотные террористы тоже нашли время пойти в наступление сразу после атаки крылатыми ракетами. Не понимают что ли, что смахивает на согласованные действия? Уже говорят, что США действуют на руку террористам. Неловко получилось и с Китаем. В день пребывания в США его лидера Си Цзиньпина, нанося удар по Сирии, Трамп косвенно сделал коллегу в некотором смысле соучастником, что иначе как «подставой» и не назовешь. Можно и нужно поблагодарить Дональда Трампа хотя бы потому, что изобразил из себя Трумэна-лайт. Помним же, что с целью укрепить свой престиж и немножко напугать СССР Гарри Трумэн приказал сбросить атомные бомбы на Хиросиму и Нагасаки. Что происходит в последующие дни? А ничего особенного: пока Россия наращивает в том числе силы ВМС в Средиземном море, американские уплыли в сторону Корейского полуострова. То ли от греха подальше, то ли отвлекающий маневр, направленный на снижение напряжения.
Если абстрагироваться от пропагандистской шелухи и оценить итог нападения на сирийский аэродром, то по сути от этого опасного, авантюрного шага ни США, ни их союзники, ни сам процесс сирийского урегулирования, ни даже прикрываемые западными и арабскими спецслужбами террористические группировки ничего не выиграли. Чисто из тактических соображений сделали себе же хуже. Что касается личной выгоды Трампа, которая на первый взгляд как будто налицо, то и здесь не все так однозначно. Чего он добился на деле? А ровно того, что реально преданные ему силы за смену вектора от него отвернутся, или как минимум будут относиться с опаской, а всякие маккейны – как бы его ни хвалили – как ненавидели, так и будут ненавидеть. В одном случае ненавидели бы как упертого и сильного соперника, в другом – как слабого и никчемного, но все равно соперника. Самое плохое во всей этой истории то, что весь мир, и даже те страны и политики, которые вынужденно делают вид, что в восторге от любых шагов старшего брата, все больше убеждаются в том, что ядерная сверхдержава, которая в своих внутренних разборках ни перед чем не останавливается по внешнему контуру, представляет реальную угрозу всему человечеству. А если себя еще и провозгласила «совестью» планеты, то для себя уже отменила все нормы международного сосуществования.