Все хотят мира, которого пока нет, если иметь в виду отношения с Азербайджаном. По большому счету и с Турцией, но это немного другая тема. Со всеми остальными сопредельными и несопредельными странами у Армении вполне миролюбивые отношения. У Армении вообще в упомянутом смысле нет проблем. 

ЕДИНСТВЕННАЯ ПРОБЛЕМА В ЭТОМ САМОМ УПОМЯНУТОМ СМЫСЛЕ – ЭТО АЗЕРБАЙДЖАН. Даже не Турция, с которой как-то раз пришлось пофутболить на ереванском стадионе "Раздан". Правда, в конечном счете все закончилось уже отфутболиванием – тех идей и задумок, которые должны были как будто заткнуть бреши в армяно-турецких отношениях, но, как уже было сказано, турецкий вектор в армянской политике – тема несколько иная. Важная, но пока не главная. Главная – это Азербайджан. Ибо, не будь Азербайджана, и с Турцией дела пошли бы куда лучше нынешних.

Но Азербайджан есть. Враждебный, агрессивный, воинственный и воинствующий. На карте зеленым цветом обозначен. На собственных картах – сплошным, на других – с красным пятнышком в очертаниях бывшей  нагорно-карабахской автономии. Вот по поводу этой бывшей автономии и хочет первый президент Армении, чтобы его правильно поняли.  Мол, и красное пятнышко можем потерять, если не станем благоразумней.  Именно эту мысль он попытался втолковать молоденькой журналистке на Первом общественном канале Армянского телевидения.

Мысль, надо признать, не новая. Она, казалось бы, уже из далекого девяносто седьмого года, года его президентской отставки. Уже тогда мысль эта не была воспринята армянским обществом так, как хотелось бы Левону Тер-Петросяну. А хотелось ему компромисса. Поскольку "альтернатива компромиссу – война". И третьего словно не дано.

Война – это, конечно, плохо. Война – это извалявшаяся шлюха, которая местом утех выбирает грязные  подворотни и помойки. Ни один  порядочный мужчина не захочет иметь дело с такой, если даже изрядно примет на грудь. Разве что потерявшая собственное достоинство и опустившаяся на самое дно зашлакованная чернь, для которой собственное будущее мрачно и беспросветно.

  Будущее Армении (и Арцаха, разумеется) вовсе не беспросветно и мрачно. Напротив, несмотря на всякие перипетии сложного времени и навороты вызовов (внешних и внутренних), Армения всматривается в свое будущее с надеждой и оптимизмом. Арцах – тем более. Поэтому им война не нужна. Но и компромисс им не нужен. Такой, который предлагается. Компромисс любой ценой – это не компромисс, а самое настоящее поражение. Настоящее и очень даже скорое – и года может не пройти.  Поэтому стоит быть откровенным: компромисс – это пройденный этап урегулирования. Теперь даже и не зонтик над головой, не говоря уж о плохой крыше. Ибо компромисс не только не заморозит проблему ради того, чтобы выиграть время и набраться прочих преимуществ в конфликте, который, как пить дать, будет продолжаться, а просто-напросто создаст иллюзию некой завершенности переговорного процесса, после которой армянский народ очень даже легко впадет в состоянии эйфории как предтечи саморазрушения.

А ЗНАЧИТ, НЕ НУЖЕН КОМПРОМИСС – ОН ТОЛЬКО МЕШАЕТ ПОИСКУ ИСТИНЫ В КАРАБАХСКОМ ВОПРОСЕ. Впрочем, и поиск не нужен. Ибо истина известна: это де-факто существующий Арцах. Эту истину и следует просканировать на документы международных структур. Поскольку (тут нельзя не согласиться с первым президентом) сегодня мы имеем дело вовсе не с Азербайджаном, а с мировым сообществом в самых разных ипостасях. Плевать на Азербайджан с высокой колокольни. Даже если он захочет начать новую войну. Захочет – получит. В виде нагнавших на азербайджанцев страх "Искандеров", прочих вооружений и – главное – боевого духа армянских солдат.

Но… не нужно войны. Однажды уже было сказано по этому поводу: мы не боимся войны, мы просто ее не желаем. Вполне  здравая формулировка. И здоровая в психологическом плане. Ибо, как известно, есть три вещи, которые хуже войны: это трусость, предательство и эгоизм. Но все это есть в суждениях патологического свойства о "мире любой ценой". Поэтому такого (прочного) мира в урегулировании азербайджано-карабахского, а по большому счету (чего уж там!) армяно-азербайджанского конфликта быть не может. По природе своей. Но именно такую природу урегулирования, именуемую компромиссом, вновь предлагает Армении и Арцаху Левон Тер-Петросян, опять же надеясь на то, что народ, не желая сам себя обманывать, поймет  его.

Что ж, понять Левона Тер-Петросяна не сложно. Сложно с ним согласиться. А лучше – вообще не согласиться. В противном случае это и в самом деле будет самообман.

P.S. Электронное издание "Лрагир", которое никоим образом нельзя упрекнуть в провластности, по этому поводу пишет, что "сейчас главным вопросом международной повестки являются мир и стабильность и поэтому крайне важно, чтобы в арцахском вопросе армянская сторона смогла удержать постапрельскую логику, во избежание перспектив войны". Кажется, данный подход вполне укладывается в представление об альтернативе.

Мысли и позиции, опубликованные на сайте, являются собственностью авторов, и могут не совпадать с точкой зрения редакции BlogNews.am.