Замдиректора Института Кавказа Сергей Минасян коснулся в беседе с Tert.am ряда примечательных заявлений временного сопредседателя Минской группы ОБСЕ Ричарда Хогланда, сделанного накануне в Ереване.
- В Ереване временный и.о. американского сопредседателя Минской группы ОБСЕ Ричард Хогланд говорил вчера об очень конкретном плане урегулирования карабахского конфликта. На вопрос о том, действительно ли это «план Лаврова», Хогланд сказал: «Мы не используем такого понятия». Что это означает? И можно ли предположить, что речь идет о находящемся на переговорном столе «плане Лаврова?
- Скажу, что не существует такого плана, как план Лаврова. То, что было и предлагалось российской стороной после апреля прошлого года, это было попыткой деэскалации дипломатическими средствами и в основе этого логика, так называемого, казанского документа.
В действительности, это какая-то модификация Мадридских принципов, ничего лишнего. Я не вижу на этот раз ничего нового, но, думаю, что то, о чем он говорил является модификацией так называемых Мадридских принципов, не знаю, какой по счету – 5, 10-ый вариант. Но это не играет роли, поскольку на данный момент у нас нет и, скорее всего, в обозримом будущем у нас не будет продвижений.
- А этот модификационный вариант, тем не менее, российский, учитывая заявление Левона Тер-Петросяна о том, что ключ от урегулирования карабахского конфликта находится в руках России? Более того, Запад дал России свое «благословение», чтобы Россия освободила их от этой головной боли
- Это не так, Россия всегда - и сейчас, и даже в 90-ые, когда Россия была несравненно более слабой, сразу после распада Советского Союза, всегда играли ту роль, которую я назвал первой среди равных. Как минимум, в рамках Минской группы. Россия играет важную роль, но продолжает сохранять переговоры в формате МГ, поскольку каждый документ, который в большей или меньшей степени вводится в оборот, как правило бывает согласован с тройкой стран сопредседателей. Российский или не российский – это не принципиально. Конечно, были какие-то кризисные этапы - в период после апрельской войны, когда Россия взяла на себя главную роль. Но Минская группа продолжает свою деятельность в качестве тройки сопредседателей.