Вопрос. Президент Беларуси Александр Лукашенко выступил с громким заявлением о том, что из Армении по белорусскому транзиту пытались перевести в Болгарию радиоактивные вещества, пытаясь дестабилизировать ситуацию в своей стране. Армянская сторона сразу ответила, что в сопроводительном документе относительно характера груза была дана соответствующая информация белорусским авиационным властям и получено разрешение на полет. В таком случае возникает вопрос: какую задачу пытается решить Лукашенко за счет репутации Армении, если учесть, что экстрадиция Лапшина Беларусью также был перчаткой, брошенной Армении?
Ответ. Ни выдаче блогера Лапшина Азербайджану, ни инциденту с транзитом через Беларусь неких радиоактивных веществ я бы не придавал большого значения, с точки зрения представления Армении как мишени для целенаправленных шагов официального Минска. На мой взгляд, говорить о какой-то далеко идущей стратегии, выработанной в Беларуси по отношению к Армении, чрезмерное преувеличение. Не считаю серьезными и утверждения о том, дескать, периодические недружественные шаги в отношении Армении президент Беларуси предпринимает из большой любви то ли к президенту, то ли к первому вице-президенту Азербайджана. Если бы речь шла об ожиданиях Александра Лукашенко заполучить азербайджанский газ на более льготных условиях, нежели страна получает у России, отчасти можно было бы согласиться, но тщетность ожиданий прояснилась настолько быстро, что нет смысла данную версию рассматривать и дальше. У Беларуси к Армении в целом примерно такое же отношение, как и у Армении к Беларуси. Если в двух словах – постольку-поскольку. Обе страны находятся в едином экономическом союзе, в общей оборонительной системе и их связывает общее прошлое в рамках некогда единого государства. При этом ни торговый оборот между двумя странами, ни гуманитарные и прочие связи за четверть века не вышли на такой уровень, когда можно говорить о ключевом партнере с вытекающим из этого определения отношением друг к другу. Положа руку на сердце, подавляющее большинство в Армении, в том числе и в политическом классе, считают Беларусь страной, от которой мало что зависит и все дела с ней можно решать опосредованно через Россию. Уверяю, ровно такое же восприятие Армении в Беларуси. Разумеется, это не нормальная и не конструктивная ситуация, которая сложилась далеко не намеренно, но от того не перестающая быть ненормальной. При желании разобраться в этом и попробовать перебороть укоренившиеся стереотипы в пользу интересов обеих стран, нужно заново выстраивать политические и торгово-экономические отношения. Благо, нахождение в общем пространстве создает все необходимые предпосылки. В противном случае можно и дальше особо не утруждать себя и свалить вину за нынешнее положение дел, конечно же, на Россию. Все, в том числе указанные выше инциденты, думается, последствия низкого уровня взаимопонимания и доверия. Никакого злого умысла искать не следует. А вот попробовать понять, чего же добивается Беларусь, какие у союзника приоритеты и ожидания, наверное, не помешает. Если в тезисах, то основным рынком сбыта белорусских товаров была и остается Россия. Как раз наличие стабильного рынка сбыта и позволило Александру Лукашенко сохранить производственный потенциал страны. Двадцать пять лет звезд с неба не хватали, но и жили в относительной стабильности и благополучии.
В Беларуси вообще все в меру: доходы, расходы, авторитаризм, коррупция, потрясения, амбиции, ожидания, возмущение оппозиции и давление на нее, претензии к ключевым партнерам и даже обиды. Беларусь, конечно, не СССР, но Лукашенко удалось каким-то образом сохранить отдельные положительные стороны советского уклада жизни, сочетая их с рыночной экономикой. Модель этакого осторожного либерализма под пристальным контролем четко выстроенной вертикали. Внушительным подспорьем наполнения бюджета страны годами являлся транзит газа, при этом зарабатывала страна не только на оказании услуги по транзиту, но и прибавляя к полученной для внутреннего потребления газа стоимости свою наценку и перепродавая в Европу. В России на это закрывали глаза годами, однако после известных событий в 2014 году и осложнения в экономике, Москва обратила внимание Минска на некие «пикантные обстоятельства», что Александру Григорьевичу сильно не понравилось. Отказ Газпрома бесконечно снижать цену на газ, спад покупательской способности в России, что, несомненно, сказалось на доходах и белорусских компаний, а также открытие некоторых производств в России, что сделало невостребованными белорусские аналоги, отразились на социально-экономическом положении страны. И чем больше эти проблемы затрагивали интересы рядовых белорусов, тем жестче становилась риторика их президента. В свойственной себе манере Лукашенко все чаще стал прибегать к шантажу, изображая смену вектора проводимой политики в сторону Запада. Все помним жесткие высказывания белорусского лидера в адрес Москвы, его многочасовую пресс-конференцию, на которой Батька периодически выходил за принятые рамки. Однако на сей раз затея Лукашенко маневрировать между Кремлем и Госдепом не сильно впечатлила принимающих решения руководителей в Москве. Зато там, где надо (разумеется, им же), поданные сигналы уловили и начали действовать незамедлительно.
Во вторник в Беларуси задержали боевиков, готовивших провокацию с оружием, о чём в тот же день сообщил президент страны Александр Лукашенко во время общения в Могилеве с трудовыми коллективами предприятий компании «Кроноспан». «Как показала действительность, они не спали (отдельные), они потихоньку готовились на случай, выбирали момент. Они не только не спали. Мы уже несколько десятков задержали…, которые тренировались в лагерях с оружием. Кстати, один из лагерей был в районе Бобруйска и Осиповичей. Остальные лагеря – в Украине. По-моему, в Литве или в Польше (не буду утверждать, но где-то там)», – заявил Лукашенко, отвечая на вопрос одного из работников предприятия о причинах активизации в последнее время так называемой пятой колонны и различных оппозиционных структур. Как по нотам, в тот же день стало известно, что правительство США в лице USAID ищет подрядчиков для выполнения программы обменов Community Connections в Беларуси в том числе. В частности, американцы планируют обучить белорусов проводить «экономические и социальные преобразования» путем поощрения активного участия граждан в демократических процессах. Разумеется, исключительно во имя демократии Госдеп США готов финансировать просвещение отдельных граждан Беларуси, жаждущих ознакомиться с демократической практикой, ценностями свободного рынка и справедливого управления. Ну, примерно как на Украине, где просвещенные по старой памяти «пускают поезда под откос».
А уж какая плодородная почва в Беларуси для этого дела, если вспомнить навыки белорусских партизан, сомневаться не приходится. Кстати, среди задержанных вооруженных людей было трое украинцев, хлопцам, видимо, не хватает работы на Донбассе. Все это проходило параллельно с выступлением Александра Григорьевича, который сокрушался на тему нехватки инвестиций в страну: «Я не знаю, что еще сделать, чтобы лишний раз доказать, что здесь для вкладывания инвестиций созданы благоприятные условия. У нас стабильное общество, у нас тихая, спокойная страна. У нас власть (где-то она ошибается, где-то допускает ошибки; и я могу совершать ошибки, я же тоже человек), согласитесь, не худшая». Ошибаться, бесспорно, могут все, в том числе и лидеры государств, но что-то подсказывает, что Александр Лукашенко уже балансирует, так сказать, на грани фола, и если вдруг проглядит момент украинизации Беларуси, белорусы вряд ли проявят понимание.