Ни одному, даже самому рафинированному и прогрессивному турецкому интеллигенту не придет в голову предлагать мириться с армянами и греками путем возврата земель, с которых те были изгнаны. В лучшем случае турецких интеллигентов хватает на признание в преступлениях, совершенных их предками, и не слишком искреннее покаяние, которое так нам, армянам, нравится, что мы буквально готовы носить покаявшихся на руках.
Ни одному азербайджанскому интеллигенту, если, конечно, таковые имеются, не придет в голову предложить мириться с армянами, возвратив им, скажем, Геташен, Шаумян и, тем более, Гандзак с Партавом. В лучшем случае азербайджанских интеллигентов хватает на выступления против алиевского режима. Да и то когда этот режим лично им уже не угрожает. В остальном по армянской части лозунги азербайджанских интеллигентов ровно такие же, если не кровожаднее, чем у их политических оппонентов.
Ни одному грузинскому интеллигенту не придет в голову предлагать вернуть армянам Джавахк. Они на возвращение тифлисских армянских церквей-то сподобиться не могут.
И только «отцы армянской демократии» всегда готовы поделиться с каждым желающим армянскими землями. У нас ведь их так много! Жалко, что ли? Это же, в конце концов, не личный «мерседес» кого-то из членов АНК.
И сразу заживем мы в мире со всеми нашими добрыми соседями. Сколько можно конфликтовать? На дворе ведь XXI век. Да и турок уже не тот. Будем ездить в Россию поездом через Азербайджан. Будем получать через него грузы. Будем посещать с экскурсиями Баку и Сумгаит, заглядывать в окна квартир, из которых нас выкинули, и искать могилы родных на сровненных с землею кладбищах. И, конечно, никто не крикнет нам в лицо: «Эрмяниляря олюм!» И, разумеется, никто никогда не заявит нам, что Ираван и Зангезур — турецкая, а Лори и Ташир — грузинская земля, а мы сюда откуда-то пришли. А родные десятков тысяч наших мучеников — от жертв Сумгаита до родителей офицера Гургена Маргаряна и школьника Вагаршака Григоряна? А кто их спрашивает…
А кровь, пролитая нашими ребятами за освобождение этой земли? А могилы наших бойцов, рассыпанные по всему Нагорью? Подумаешь! Мало что ли армянской крови пролито здесь на каждом квадратном сантиметре Карастана? Капля туда, капля сюда. И вообще, «отцы армянской демократии» лучше знают, что делать с армянской кровью — как, кому и за сколько продать этот не слишком ходовой товар…