Вопрос. Какие важные позиции выявились после встречи президента США Дональда Трампа и канцлера Германии Ангелы Меркель, если иметь в виду, что ключевым на встрече был вопрос будущих отношений с Россией? Что изменилось и что может измениться в будущем в отношениях США-Россия-Европа?
Ответ.К первой встрече с новым президентом США Дональдом Трампом канцлер ФРГ готовилась с особой тщательностью, о чем писали как немецкие, так и американские СМИ. Да и сама госпожа канцлер еще до начала визита заявила, что их беседа с Трампом будет иметь «сверхважное значение». То, какие ожидания были от этой встречи у европейского и у американского истеблишмента, важно понять с точки зрения объективной оценки ее результатов. Кстати, ожидания истеблишментов по обе стороны Атлантического океана практически не отличались, чему есть свое объяснение. Что в США, что в Европе неолибералы-глобалисты преследуют одни и те же цели, руководствуются едиными критериями определения западных ценностей, наиболее принципиальными из которых являются два основных пункта: подчинение национальных интересов глобальному капиталу и выстраивание такой системы безопасности (в лице НАТО), которая заодно и являлась бы действенным инструментом политического давления как на самих членов альянса, так и на другие государства, практически по всему земному шару. Избрание несистемного Трампа на пост президента США ввергло в шок неолиберальное сообщество, которое в осознании глубины происходящего потеряло четкие ориентиры, рискуя лишиться былого влияния на глобальные процессы миропорядка. Так вот, этот самый истеблишмент, в лице фактического лидера Евросоюза Ангелы Меркель, рассчитывал на то, что канцлеру ФРГ удастся «образумить» своенравного Трампа, растолковать ему, что такое хорошо и что такое плохо. Поговаривали даже, якобы Меркель будет консультировать Трампа в вопросе как себя вести по отношению к России и лично к президенту Владимиру Путину. До этой встречи, и в ходе избирательной кампании, и после вступления в должность, Дональд Трамп все время подавал недвусмысленные сигналы о том, что интересы глобального финансового капитала и интересы национальных промышленных групп США – две большие разницы, и он склонен встать на защиту собственных производителей. В формулировке самого Трампа – Америка прежде всего.
В минувшую пятницу встреча наконец состоялась. Наконец, потому как помимо нетерпеливого ожидания, она была еще и перенесена на несколько дней из-за погодных условий в США. Если в общих чертах, то содержательная составляющая в этом диалоге настолько незначительна, что аналитики и журналисты всего мира пытаются уловить настроения по внешним признакам: как поприветствовали друг друга, как сидели, как и куда смотрели и пр. Относительно общей повестки можно сказать следующее: Трамп и Меркель обсудили дальнейшие отношения США с НАТО, урегулирование украинского конфликта, перспективы заключения соглашения по Трансатлантической зоне свободной торговли, а также сотрудничество по Сирии и Ливии. Совсем немного коснулись и отношений с Россией. Следует констатировать, что ни по одному из вопросов искомое взаимопонимание не достигнуто, что в первую очередь нужно считать провалом госпожи канцлера. Трамп как настаивал, так и в очередной раз призвал союзников по Североатлантическому Альянсу выполнить свое обязательство и увеличить расходы на оборону до 2% ВВП, по урегулированию на Ближнем Востоке настаивал на более активном участии союзников, ну и, конечно, обронил несколько общих фраз о важности сотрудничества в целом. Вопрос только в том, кто как это понимает, и не только какой смысл вкладывает в него, но и на каких условиях представляет это самое сотрудничество. Скажем, Трансатлантическое партнерство американского лидера не вдохновляет. Ровно наоборот, он с удовольствием заменил бы поставляемую на американский рынок немецкую продукцию американской.
Любопытен диалог о России, если, конечно, можно одно предложение Ангелы Меркель назвать диалогом, поскольку Трамп тему не поддержал. Выглядело это примерно так: немецкий канцлер высказалась за улучшение отношений с российскими коллегами в контексте урегулирования конфликта на юго-востоке Украины, на что американский президент заявил, что высоко ценит лидерство Германии и Франции в урегулировании конфликта на Украине. Кроме того, Трамп добавил, что «в идеале» нужно добиться мирного разрешения конфликта. По мнению многих экспертов, Трамп таким образом переложил решение сложного украинского вопроса на плечи европейцев, которые в свое время сыграли не последнюю роль в разрастании конфликта, и заметно дистанцировался. Взаимоотношения с Россией президент США с канцлером ФРГ обсуждать явно не захотел. Судя по всему, Трампа не устроила и позиция Меркель в вопросе увеличения взносов в общую оборонную систему. Растягивание аж до 2024 года, о чем говорила канцлер, явно противоречит видению американского президента, как бы оптимистично он ни относился к возможности своего второго срока в Белом доме. Прием высокого гостя СМИ окрестили не просто холодным, а подчеркнуто холодным, разумеется, проводя параллели со встречей Трампа с премьером Великобритании Терезой Мэй. И дело не только в отказе Трампа лишний раз пожать руку коллеге. Аппарат президента США потом пытался списать неловкое зрелище на технический сбой. Куда красноречивее была так называемая шутка Трампа о том, что между ним и канцлером ФРГ есть общность – их обоих прослушивали (Обама). В этой шутке не просто доля правды, а банальная констатация реального положения дел: между Трампом и Меркель ничего общего больше нет. Ну а посадить канцлера ФРГ рядом с дочерью – Иванкой Трамп, которая никакого положения в Администрации официально не занимает, да и выглядит чуть привлекательнее Меркель, скорее из области английского юмора, или по современному - троллинга. Можно, конечно, фантазировать на тему «Трамп впустил Меркель в семью», но лишь при очень богатом воображении.
Такая вот встреча, которая вряд ли добавила оптимизма европейцам. Взаимопонимание не достигнуто, сделка не состоялась. Что остается делать канцлеру ФРГ на пороге выборов в Бундестаг, чтобы как-то сгладить удручающее впечатление от провального визита? Совершенно верно, заходить с другого конца. Вот и «напросилась» на встречу с Владимиром Путиным устами главы земли Бавария Хорста Зеехофера, посетившего в очередной раз Москву. Совершенно очевидно, что второго мая Ангела Меркель в Москву прилетит без излишнего снобизма. Надо налаживать отношения с Путиным, чтобы оставаться на пьедестале железного канцлера – вершителя судеб Европы. Можно даже предположить, что вопрос Украины в данном контексте отойдет на второй план. Особенно, что к этому последовательно прикладывают руку сами украинские власти. Организовав самоубийственную блокаду Донбасса, в результате чего лишились контроля над металлургическими гигантами, допустив нашествие на банки с российским капиталом, и другими непродуманными шагами президент Порошенко впервые с 2014 года нарвался на осуждение европейцев, которые до этого всячески поддерживали его выкрутасы. Дошло до того, что МВФ приостановил выделение очередного транша Украине в $1 млрд. А он должен был быть направлен на сокращение дефицита в Пенсионном фонде. Несложно догадаться, чем все может обернуться. Уже за пару дней гривна девальвировалась на 20%, к тому же ее все меньше и меньше. Те жалкие квоты, которые Евросоюз выделил Украине на сельскохозяйственную продукцию, не способны обеспечить необходимого притока валюты в страну, а другой продукции нет – промышленность разрушена. Вот так вот одна не самая удачная встреча за океаном может решить судьбу другого государства и его лидера. А так бывает, когда страна под внешним управлением, национальные интересы же находятся в волатильной зависимости от обстоятельств.