В Азербайджане и вокруг него разворачивается новый громкий скандал: на сей раз страсти бушуют по поводу блогера Мехмана Гусейнова, осужденного к двум годам тюремного заключения. Остатки гражданского общества в этой стране проводят акции и выдвигают требования, обвиняя власти в политических репрессиях, а заявления практически всех влиятельных международных и авторитетных правозащитных организаций придают делу особый размах. Активисты при этом подчеркивают, что новый виток политических преследований и арестов непосредственно связан с назначением Мехрибан Алиевой.

Процесс начался до и продолжился после нашумевшего указа о назначении мужем жены на пост первого "вице". Согласно организации FIDH, "до назначения Алиевой вице-президентом страны правительство провело очередную волну арестов и преследования активистов, журналистов и блогеров с целью укрепления авторитарной власти и предотвращения любого инакомыслия вокруг спорного назначения. Арестам подверглись более десяти представителей оппозиции, причем по ложным обвинениям". 22 февраля была запрещена трансляция турецкого канала FOX TV, позволившего себе критику Алиевой. Дело руководителя Института свободы и безопасности репортеров (ИСБР) Мехмана Гусейнова стало очередным и явно не последним в этом ряду.

В заявлении ИСБР указывается на конкретную причину ареста и осуждения - видеоопрос на улицах Баку, в котором Гусейнов задает респондентам вопрос: "Назначили бы вы свою жену вице-президентом, если бы были президентом крупной компании?" "Видео способствовало общественной дискуссии вокруг решения президента Ильхама Алиева о назначении его супруги Мехрибан Алиевой в качестве вице-президента в нарушение как внутренних законов, так и международных стандартов" - утверждается в заявлении. В защиту блогера выступили несколько десятков международных организаций. Верховный комиссар по правам человека СЕ Нилс Мужниекс призвал власти Азербайджана прекратить репрессии и освободить его. С заявлениями выступили ОБСЕ в лице спецпредставителя по свободе слова Дуньи Миятович и главы БДИПЧ Георга Линка, а также представительство США. Действия официального Баку в отношении Гусейнова осуждены и в заявлении Евросоюза.

Любопытные факты содержатся в опубликованном 10 марта докладе Amnesty International "Ложные друзья, или Как фальшивые аккаунты и вредоносные программы заражают диссидентов в Азербайджане", сообщает сайт минвал.аз. Согласно документу, правозащитники, журналисты и диссиденты в этой стране стали жертвами длительной кампании "копий-фишинга" в форме электронных писем и ложных публикаций в Facebook с целью доступа к их личной информации и переписке. "Наше исследование показывает, что целенаправленная и скоординированная киберкампания ведется против критических голосов в Азербайджане, многие из которых являются давними жертвами правительственных репрессий", - заявил старший технолог Al Клаудио Гарньери, подчеркнув, что нетрудно понять, почему жертвы считают, что ответственны за это именно власти.

7 марта в Женеве на сессии Совета ООН по правам человека состоялось обсуждение ситуации в Азербайджане. Спецдокладчик по ситуации с правозащитниками Мишель Форст заявил, что уже в сентябре прошлого года он констатировал ухудшение ситуации с фундаментальными свободами и скатывание страны к авторитаризму, в результате чего сам подвергся нападкам со стороны правительства этой страны. В ходе слушаний было заявлено о росте числа политзаключенных (более 150) и акцентировано внимание на последних развитиях.

А 9 марта чувствительный удар по режиму супругов Алиевых нанесло Международное Правление Инициативы прозрачности в добывающих отраслях (ИПДО), которое заявило о приостановлении членства Азербайджана. В принятом в Боготе заявлении говорится, что решение принято в силу того, что в стране отсутствуют благоприятные условия для гражданского общества, что является нарушением требований Инициативы. Отметим, что первое предупреждение Алиеву со стороны Инициативы было вынесено в сентябре 2014 года, в апреле 2015-го Азербайджан стал первой страной, чей статус был понижен до уровня "кандидата". В Боготе также было заявлено, что вопрос будет окончательно решен в конце июля 2017 года: если ситуация не изменится в лучшую сторону, страна будет исключена из ИПДО. Отлично понимая, что исключение неизбежно, представитель Азербайджана 10 марта заявил о "несправедливости" данного решения и сообщил, что страна официально выходит из ИПДО.

Особо следует отметить, что азербайджанские активисты предлагают применить к представителям режима Закон Магницкого и приостановить голос делегации в Совете Европы. Аналогичные требования, напомним, ранее выдвигались Хельсинкской комиссией Конгресса США и азербайджанскими политэмигрантами. В этом контексте решение ИПДО следует считать первым сигналом режиму Алиевых.

Таким образом, назначение Мехрибан-ханум ознаменовалосьотнюдь не некоторым смягчением облика власти, на что в том числе было нацелено решение ее супруга. Наоборот, правящая семья в очередной раз подтвердила, что не намерена отступать от курса на самую жесткую диктатуру, подавление инакомыслия деспотическими методами и абсолютную власть. По понятным причинам возвышение первой леди до уровня вице не удостоилось заявлений со стороны международного сообщества, сопровождаясь "всего лишь" рядом саркастических публикаций в мировых СМИ и градом насмешек в соцсетях. Однако факт непосредственной связи усиления репрессий с назначением говорит о том, что скандал с блогером фактически послужил поводом для выражения резко критического отношения к укреплению системы семейно-клановой власти в Азербайджане.

Возможно, Алиевы очень надеялись приглушить критику за счет проекта "Южный газовый коридор", призванного в 2019 году донести азербайджанский газ до Европы, но явно переоценили собственные возможности и перегнули палку. Что в свою очередь указывает на то, что режим гораздо больше боится волнений и протестов в своей стране, нежели международной критики, благо не впервой. На этом фоне в Азербайджане уже звучат заявления о необходимости усиления контроля над интернетом и онлайн-контентом: в парламент представлены предложения об обязательной регистрации блогеров и активистов с целью контроля их деятельности в Сети.

Мысли и позиции, опубликованные на сайте, являются собственностью авторов, и могут не совпадать с точкой зрения редакции BlogNews.am.