Вопрос. Азербайджанские СМИ пишут, что, по данным разведки их армии, армянская армия подводит свои силы к передовой и готовится к «мини-войне». Согласно официальной пропаганде Азербайджана, необходимость такой войны исходит из внутриполитической ситуации Армении и предстоящих парламентских выборов: власть хочет вернуть потерянные в ходе апрельской войны территории и тем самым укрепить свои позиции. Насколько логичны эти утверждения, и есть ли вероятность возобновления войны, тем более что армянская сторона, в свою очередь, обвиняет Азербайджан в эскалации напряжения?
Ответ. В июне 1941 года вышла первая передача вещательной корпорации Би-би-си на русском языке, а уже в 1946 году вовсю заработала полноценная Русская служба Би-би-си. Следом, в феврале 1947 года, радиостанция «Голос Америки» начала своё вещание на Советский Союз на русском языке. Позднее к ним присоединились «Радио Свобода», «Немецкая волна» и другие. Так началась эпоха информационных войн, заменивших горячие войны в современном мире. Информационные войны, следуя хронологии, задумывались параллельно с грядущей «Холодной войной» еще в разгар Второй мировой войны, когда бьющиеся в союзничестве с СССР против фашизма Великобритания и США готовили план сдерживания Советского Союза в поствоенный период. С тех пор информационные войны в современном мире стали предметом серьезнейшего изучения и совершенствования, приобретая все более изощренные формы. Ретроспективный взгляд в те, теперь уже далекие времена дает все основания называть ту пору романтической эрой в летописи информационных войн. Стратегия и тактика ведения информационного наступления строилась по простейшей в современной интерпретации формуле: грамотно преподносить информацию, когда даётся 99% правды и всего 1% того, что необходимо сказать для пользы тех, кто ведёт трансляцию. Советский народ сам догадывался, что именно надо было ему понять из всего сказанного. Ненавязчивый сравнительный анализ не в пользу СССР — и люди сами уже должны были делать выводы о преимуществе другой, не советской, системы ценностей. Все было достаточно просто и в своей наивности подкупающе интеллигентно. И, тем не менее, это работало: люди не видели преимуществ, которые давала советская система, а только её недостатки. А вот ровно в тот момент, когда так называемые «вражеские голоса» стали слушать те, кто обязан был их «глушить», развал Советского Союза был предопределён. Другими словами, в информационной войне СССР потерпел поражение.
В наше время информационная война это не пара-тройка советологов, сидящих в радиостудии и вещающих «другую правду». Сегодня есть интернет, прочие средства промывания мозгов, целые кибервойска. И чем нынешняя эпоха информационных войн отличается от романтического подхода – 99% правды – так это тем, что нынче «лучшая правда – наглая ложь». Однако даже от этой напасти есть условный антидот, некая панацея из области психологии. Суть его в том, что когда ты начинаешь понимать себя, свои желания, твоя жизнь становится гармоничнее и счастливее, уходят страхи и неуверенность в завтрашнем дне, тебя уже не так просто обмануть и запугать. А когда к тому же начинаешь понимать и других людей, начинаешь видеть, на что они способны, какой поступок совершат, то и разбираешься – когда говорят правду и когда лгут. На уровне общества выработать подобный иммунитет, конечно же, куда проще и эффективнее, чем одному. Так вот, скажем, поступает информация из азербайджанских источников, что армянская сторона подтягивает войска к линии соприкосновения. Естественная первая реакция – готовится наступление. Если самого наступления даже не случилось, все равно в головах у людей, для кого организован этот информационный вброс, уже осело, что армяне первыми стянули войска и, вероятно, что-то замышляли. Любое дальнейшее развитие для осмысления пропускается через призму именно этой первоначальной информации. Скажем, Азербайджан сам начинает провокацию. Потом, когда эскалация нарастает, достаточно сложно разобраться, с какой стороны прозвучал первый выстрел. А если и удастся выяснить, так можно попросту объяснить произошедшее необходимостью превентивного удара – ведь противник первым стянул войска и готовил штурм. Так это делается в современном мире, из раза в раз, от конфликта к конфликту, безотносительно географии, и, как ни парадоксально, это все равно работает.
Обыватель, не знающий всех нюансов, воспринимает простые и упредительные конструкции, он не обязан разбираться во всех тонкостях сути каждого конфликта, его предыстории и этапах развития. В случае с карабахским конфликтом очевидно, что нарушение статус-кво никак не отвечает интересам армянской стороны. Вполне логично, что нарушать его будет та сторона, которую сложившееся положение вещей не устраивает. А не устраивает оно Азербайджан, власти которого неоднократно громогласно заявляли об этом даже на международных площадках. Однако, каким бы логичным ни казалось объяснение, рассчитывать на то, что в мире ситуацию воспримут именно в таком ключе, не приходится. Примеров сотни и тысячи. Потому, в данном случае, от информационного повода следует незамедлительно делать выводы весьма практического характера. Если армянская сторона действительно каким-то образом усилила передовую линию с целью предотвратить возможные провокации соперника в период выборов в парламент страны, следовало бы должным образом разъяснить это всем партнерам, и не обязательно публично.
Если же все в штатном режиме, и при этом Азербайджан организовал информационный вброс – значит, готовится очередная авантюра, к которой обеспечивается подходящий фон. Собственно, о возможности эскалации на линии соприкосновения в последние полгода говорится постоянно и, надо заметить, не безосновательно. Азербайджан статус-кво объективно не устраивает, политическими путями изменить его и достичь желаемого результата у него не получается, остается военный путь. Вопрос: когда? Видимо, как только посчитает, что имеет некий перевес, и скорее в тот период, который ему видится более уязвимым для армянской стороны. Грядущие общегосударственные выборы в Армении под эти критерии очень даже подходят. Разумеется, по мнению Азербайджана. Следовательно, во избежание кажущегося неизбежным столкновения, нужно просчитать, какие задачи официальный Баку ставит перед собой на данном этапе и недвусмысленно, и главное, аргументированно дать понять – задачи невыполнимы, цели недосягаемы. Ну и информационными технологиями, разумеется, не пренебрегать. В наше время, к сожалению, правда в большей степени нуждается в разъяснении, чем откровенная ложь. Ничего не поделаешь, издержки Западной цивилизации, с ее неолиберальной системой ценностей.