Вопрос. В Киеве опять неспокойно, многие говорят о возможности Третьего Майдана, и бытует точка зрения, будто Украина вступает в этап перманентных революций. С другой стороны, есть точка зрения, что это – борьба контролирующих экономику Украины олигархов за прибыльные отрасли экономики и, в частности за перераспределение энергетики. Считаете ли Вы вероятной новую смену власти, или же кланам удастся достичь (прийти к) договоренности?
Ответ. Происходящее на Украине не всегда поддается привычной логике, потому сложно выстраивать стройную цепочку умозаключений по тому или иному информационному поводу. При этом оговорюсь сразу: если в определенных шагах киевских властей и просматривается неуемный поиск псевдоалгоритма выдачи последствия в качестве причины, оттого и хромает логика, то это вовсе не отменяет ее существования. Она есть, пусть даже вопреки, и отчетливо указывает, куда приведет проводимая нынешними украинскими элитами политика. К третьей годовщине майданного переворота, названного «Революцией достоинства», Украина подошла с таким весомым багажом потерь и неудач, что сложно себе представить, о чем будет отчитываться власть перед народом. А народ уже требует переосмысления произошедшего, пытается понять, зачем все это затевалось и какие цели из обозначенных на майдане достигнуты. К Европе Украина не приблизилась ни насколько, вопросы вступления в ЕС и в НАТО никто рассматривать не собирается, вместо этого подвергается сомнению даже целесообразность ратификации договора об ассоциации Украины с Европой; визовый режим, как сладкая конфета в блестящей обертке, не отменен; коррупция и казнокрадство процветают вовсю; промышленность страны разрушена; доходы населения ополовинили, бешеные темпы инфляции съедают и без того скудные сбережения; гражданская война на Юго-Востоке продолжается, в руках у населения свободно ходит страшное количество огнестрельного оружия, применение насилия – далеко не монопольное право государства; международные кредитные организации воздерживаются от финансовых вливаний в коррумпированную насквозь страну; между элитами нет согласия и единого подхода по многим вопросам, особенно внутренней политики; рост националистических настроений у части общества достигает угрожающих размеров и пр. Добавить к сказанному еще и тот факт, что в силу различных объективных обстоятельств тема Украины сходит с первых позиций мировой повестки, а страна все больше начинает походить на чемодан без ручки – таскать неудобно, выкинуть жалко, картина вырисовывается полной. Борьба между олигархическими кланами? Конечно, она никуда не делась. А с какой стати богатейшие люди страны должны нести убытки из-за стремительного сокращения ресурсов, а олигарх-президент, который в этой иерархии до недавнего времени был никем (или прислугой Януковича, кому как нравится), умножать свое состояние?
Понятно, что такое положение вещей не устраивает не только общество, но и бо́льшую часть элит. Что остается делать президенту Порошенко в такой сложной ситуации для сохранения власти, кроме как списать все неудачи на войну? Причем война с шахтерами-горняками выглядит неубедительно для списания миллиардных хищений и тотального обнищания населения, следовательно, доблестные ВСУ ведут национально-освободительную войну с оккупационными войсками России. Такая вот легенда, которую можно продавать и собственному народу, и Западу. Первому – чтобы и дальше терпел, второму – чтобы и дальше помогал. Однако и украинский народ, и тем более Запад уже не так охотно покупаются на поднадоевшую уловку. Идет необратимый процесс трансформации сознания, пересмотра взглядов и подходов. С недавних пор западные политики, некогда наотрез отказывающиеся посмотреть правде в глаза, за эскалацию на Донбассе начали напрямую обвинять и официальный Киев. Петр Порошенко чувствует, что петля сужается, а прежние соратники с нетерпением ждут своего часа. Обострение ситуации на Юго-Востоке с конца января объясняется желанием Порошенко отвлечь внимание общества и одновременно привлечь внимание Запада. Все разговоры о необходимости введения чрезвычайного положения, мобилизации, блокады самопровозглашенных ДНР и ЛНР – не что иное, как обеспечение надлежащего фона.
Порошенко не к кому больше апеллировать с прежней уверенностью в безоговорочном содействии, поэтому под давлением самих европейцев вынужденно пошел на очередное прекращение огня и отвод тяжелых вооружений. Тут, безусловно, свою роль сыграл и Указ президента России о признании документов жителей ДНР и ЛНР на территории России до полного политического урегулирования конфликта. Хоть этот шаг, как было разъяснено, носит сугубо гуманитарный характер: люди даже были лишены возможности получать документы, свидетельствующие о рождении, о наступлении совершеннолетия, о регистрации брака и т.д., не говоря о том, что со своими документами никуда не могли выехать, а другие им никто не давал, многие и на Украине, и на Западе усмотрели недвусмысленный намек на то, что долго так продолжаться не может. Министр иностранных дел Сергей Лавров в Мюнхене развеял все сомнения и иллюзии – добивайтесь выполнения требований Минских соглашений, иначе… Извечный аргумент Петра Порошенко, дескать, политическую составляющую этих соглашений выполнять на данном этапе невозможно по той причине, что в парламенте у него нет надлежащего большинства, тоже отныне никого не впечатляет. У него два выхода: либо молниеносной войной закрыть вопрос с Донбассом, либо приступить к реальной реализации Минских соглашений. Ужасно скудный выбор, когда тем более понимаешь, что военным путем мало того, что ничего не добьёшься, а то и еще больше территорий потеряешь, а принеси в парламент документы в духе Минских соглашений – улицы Киева заполонят вооруженные радикалы и часть общества, ставшая жертвой собственной пропаганды.
В обоих случаях в президентском кресле ему не усидеть. Мюнхенская конференция по безопасности в этом плане стала надгробным камнем надеждам Порошенко опять навязать Западу украинскую повестку. У него своих проблем по горло. Всё это прекрасно понимают и завсегдатаи украинского политического Олимпа. Достаточно присмотреться к нарастанию политической активности Юлии Тимошенко, и можно в обратной корреляции вычислить, сколько осталось Порошенко. Это вовсе не говорит о том, что у Тимошенко есть гарантированные шансы преуспеть в гонке за кресло главы государства, но как маркер, характеризующий дух времени, подходит безоговорочно. Ну а сколачиванием нового Майдана или умением неожиданно его возглавить никого на Украине не удивишь. Да и не на Украине тоже. Правда, пока только постановочный этап, этакий намек на новый Майдан: когда одни подразделения всесильного министра внутренних дел (тоже, кстати, олигарх) выступают с призывом свергнуть действующую власть, а другие стоят на её страже. Более чем опасная ситуация, потому как, во-первых, никто доподлинно не знает какое из двух упомянутых подразделений будет отозвано первым, и во-вторых, не выйдет ли ситуация из под контроля? Все предпосылки на то, похоже, есть.