Кочевые огузские племена, теснимые из Турана своими кипчакскими собратьями, в не слишком добрые для коренных народов времена «бросили якорь» в нашем регионе. С собой незваные гости несли отнюдь не свет науки, знамя высокой культуры или элементы технического прогресса. Какая там наука, когда каждый, способный любоваться не только изгибами бараньего курдюка, уже считался у них мудрецом, а всякий, кто мылся чаще, чем раз в полгода, мог быть признан грязнулей и публично осмеян.
Так и зажили пришлые кочевники на землях коренных народов, занимаясь грабежом и разбоем и познавая мир через призму бараньего курдюка. Но приснопамятная советская власть придумала для них название и, на свою голову, научила читать-писать. И бойко, подобно вездесущим тараканам, из всех щелей на божий свет полезли разнообразные азербайджанские доценты и академики, кандидаты наук и профессора. Или, на худой конец, простые «воспитатели человеческих душ» — учителя.
Хотя азербайджанский учитель – это, друзья, категория совершенно особая. Учителем был директор школы села Куропаткино Мартунинского района Карабаха Аршад Мамедов, который в 1967 году вместе с двумя своими родственниками убил 8-летнего армянского мальчика Нельсона Мовсисяна. Убийство было зверским: мальчика изнасиловали, после чего ему выкололи глаза, вбили гвозди в голову и тело, а затем распяли на дереве. В ходе расследования выяснилось, что за учителем Мамедовым числится еще два убийства армян. Позднее, избежавший наказания в азербайджанском суде, но вместе с другими участниками убийства мальчика казненный армянскими мстителями, учитель-убийца был с почестями захоронен в Шуши. Похоронную процессию лично возглавлял председатель Совета Министров Аз. ССР Алиханов, а на могиле азербайджанского «воспитателя человеческих душ» был установлен надгробный памятник в виде раскрытой книги — как символ азербайджанского учителя и просвещения азербайджанского народа.
А ведь учителя, подобные Мамедову, имелись и у мясника Мараги Шахина Тагиева, и у Рамиля Сафарова, и у сумгаитских и бакинских погромщиков и людоедов, и у нелюдей, отрезавших уши талишским старикам и глумившихся над телами погибших армянских солдат во время Апрельской войны. Кто-то из таких вот учителей обучал грамоте Фуада Ахундова и Эйнуллу Фатуллаева, кто-то «сеял разумное, доброе, вечное» в души Рамиза Мехтиева и Тофика Аббасова, кто-то делился знаниями с Бахтияром Тунджаем и Ризваном Гусейновым, кто-то вызывал к доске Ганиру Пашаеву и Мубариза Ахмедоглу.
Нынче учителей в Азербайджане стало столь много, что государство закавказских турок несколько лет назад решило напрочь отказаться от обязательного среднего образования, и с блеском выполнило эту задачу. Вторым этапом специфического азербайджанского воспитания человеческих душ стала азербайджанизация русских учебников и переиздание их для русских школ уже в местном, азербайджанском варианте.
До сих пор соотношение учителей и учащихся в Азербайджане превосходит среднемировой показатель аж в два раза, находясь на одном уровне с Финляндией, Швецией, а также Грузией и Россией, и продолжает расти.
И озаботились закавказские турки таким невероятным фактом, и задали себе вопрос: зачем нам так много учителей? Ведь если в погромном 1990 году в республике на 1 миллион 394 тыс. учащихся приходилось 123 тысячи 813 учителей, то сегодня на 1 миллион 291 тысяч учащихся приходится уже 163 тысячи учителей.
К тому же налицо увеличение подготовки педагогических кадров в вузах. Так, если в 2000 году педагогические дипломы получили 2,1 тыс. человек, то в 2006 г. уже 4,5 тыс. Тенденция к получению дипломов педагогов продолжилась и в последующие годы.
И тяга к учительской профессии среди потомков скотоводов не собирается ослабевать. Если на специальности какого-нибудь там вшивого архитектора или компьютерного инженера поступить в азербайджанский ВУЗ можно с 200-225 баллами, то на педагогические специальности нужно набрать не менее 350, а то и все 500 баллов.
Но высшим пилотажем для умеющих читать-писать закавказских турок является попадание в заведение со смешным названием НАНА, что в переводе с древнеазербайджанского языка означает «Национальная академия наук Азербайджана». Для попавших туда открываются ничем не ограниченные перспективы для воплощения своих самых невероятных фантазий во вполне осязаемые тонны псевдо- и околонаучной макулатуры. Злые языки даже поговаривают, что над главным входом главного азербайджанского храма науки под толстым слоем штукатурки скрывается надпись-девиз: «Бумага все стерпит».
Рамки для фантазии сотрудников сего заведения не ограничены ничем. Лишь бы были соблюдены два главных условия: отрицание факта автохтонности армян и армянской истории и доказательство исконности тюрок в этом регионе. Любой ценой. Во всем остальном нет абсолютно никаких ограничений, и в ход можно пускать самые невероятные «открытия» и «сенсации». Свое личное благословение на подобную деятельность выдал в свое время сам династийный президент гособразования закавказских турок Ильхам Алиев:
«Все вы знаете, что у лжи ноги коротки, поэтому постарайтесь придать вашим сочинениям правдоподобие, чтобы затруднить разоблачение лжи и придать ей определенную сопротивляемость».
Хотя Ильхам здесь вовсе не первооткрыватель: старт подобной деятельности дал еще его почивший в бозе папаша, что ныне является главным и единственным божеством пантеона закавказских турок:
«Мы должны создать фундаментальные труды по истории Азербайджана. Этими трудами мы должны не только ответить на выдвигаемые притязания, но и показать всему миру древнюю, богатую историю и культуру Азербайджана».
Таким образом, сочинение псевдонаучной мифологии и конструирование альтернативной истории превратились в недрах этой азербайджанской структуры в некое подобие социалистического соревнования. Вот пара взятых наугад образчиков подобного творческого переосмысления всемирной истории, предпринимаемого послушными рабами династии мазутных султанов.
«Весь мир должен знать, что еще с палеолита в Карабахе жили предки азербайджанцев. Одонтология - отрасль антропологии, изучающая наследственность на основе исследования строения челюсти. Результаты проведенных в этой сфере исследований, показавшие схожесть строения челюсти первобытного человека с челюстью современного жителя Азербайджана, подтвердили, что именно мы являемся их потомками. У армян подобного сходства никогда не наблюдалось».
«Армянская ССР, учрежденная большевистским правительством 29 ноября 1920 года, была образована на исконных землях огузов — древних предков азербайджанцев — в Иреванском ханстве и близлежащих территориях. Около ста лет армяне пытаются стереть с лица земли все свидетельства этого неопровержимого факта».
«Гямигая-гобустанский алфавит — наилучшее доказательство факта проживания дальних предков нынешних азербайджанцев на их нынешней территории с самых давних времен. И часть генов тех людей, несмотря на все позднейшие наслоения, легла в основу нынешнего азербайджанского народа. Но главное, что передали нам те прародичи, — высокую культуру, письменность и монотеистическую религию — тенгрианство».
«Часть албан стала гарабахцами, часть — тюркскими мусульманами, а часть ушла на север и, смешавшись с инертными северными народами, стала викингами. Арран (арабское название Албании Кавказской) — так называется и самый большой гористый шотландский остров. А в Гарабахе, в Агдамском районе есть село Шотланлы».
«Победа над Киром II-ым, положившим конец таким могущественным государствам, как Мидийская империя, Лидия и Вавилония, является одной из самых славных страниц азербайджанской государственности».
И т. д. и т. п. — бессчетное количество раз.
Столь ретивый, сколь и до смешного наглый «труд» в области исторического мифотворчества и фальсификаций фактов просто не мог не вызвать прилива воодушевления и не вышибить благодарную слезу у членистоносого хозяина Азербайджана:
«Очень рад, что наши историки создают фундаментальные, очень солидные труды. Существование армяно-азербайджанского, нагорно-карабахского конфликта диктует нам, чтобы мы уделяли этой сфере еще больше внимания. Рад, что наши ученые, положительно откликнувшись на мой призыв, за короткий срок создали прекрасные и основанные на реальных фактах работы, связанные с историей этого региона».
Однако даже среди самих закавказских турок изредка попадаются «несознательные» и отбившиеся от генеральной линии на оболванивание товарищи, которые во всех красках описывают то, что происходит в образовательной сфере мазутного султаната. Правда, по понятным причинам, делать это им приходится из-за границы. Слова одного из таких «несознательных» — сбежавшего в Америку доцента ГБУ Алтая Геюшева, думаю, стоит привести без купюр:
«Сейчас наука у нас в Азербайджане, как в целом и система образования — в плачевном состоянии. Это уже не просто упадок, а катастрофическая деградация. И основополагающей причиной тому является именно бездарное управление, находящееся в тисках разлагающейся коррупции. Мы стали страной-рекордсменом с самым большим количеством необразованных людей с университетским дипломом и невежд с ученой степенью.
В сфере науки такие банальные критерии, как знание и образованность подменены взяточничеством, непотизмом, грубым землячеством, политической лояльностью и так далее. В результате управление наукой и определение приоритетов ее развития монополизируется в руках самых бездарных, зато политически лояльных чиновников от лженауки. Ученые советы становятся сборищем самых лояльных и послушных, a, значит, самых бездарных на научном поприще.
Обман, фальшь, очковтирательство доминируют повсеместно. То есть большинство имеющих дипломы о высшем образовании на самом деле неучи, которые купили свои дипломы. Эти же люди продолжают переводить написанные по-русски монографии и работы и подавать их как свои научные труды. Потом эти же дельцы со скоростью метеора поднимаются по карьерной лестнице, становятся членами ученых советов, и уже других себе подобных одаривают учеными степенями. Иногда читаешь разрекламированную новость, что какой-то ученый опубликовал книгу в западных странах. Обывателя можно этим надуть, хотя специалист понимает, что такую «публикацию» никто за рубежом научной не считает.
Депутаты и госчиновники участвуют в гонке за учеными степенями, защищаясь на темы, одно название которых — оскорбление науки. Однако, получив эти фальшивые степени, они сразу же возглавляют отрасли науки».
Трудно не согласиться с опальным доцентом. Сложившаяся в Азербайджане система тотальной лжи, человеконенавистничества, вкупе с комплексом неполноценности, связанным с отсутствием идентичности и национальной культуры, диктует свои уродливые законы в духе истинного турка. Не имеешь – захвати, ограбь, укради и присвой. Землю, историю, культуру, литературу. Не можешь отнять силой — сделай это с помощью шариковой ручки или компьютерной клавиатуры. Ведь бумажные страницы, как и страницы интернета, все стерпят.
Однако на воре и шапка горит. И, рано или поздно, за все содеянное придется отвечать. А после — возвращать награбленное и украденное. Возвращать захваченные земли, присвоенную культуру, украденную и оболганную историю. И тогда вполне может статься, что единственным багажом в копилке достижений закавказских турок, помимо погромов и тонн лжи и фальсификаций, окажутся лишь бесчисленные бронзовые, каменные и гипсовые истуканы, понаставленные в честь общенационального серого ничтожества.