Вопрос. В Румынии неспокойно: в столице и других городах проводятся массовые акции протеста, требование которых – отставка правительства. Демонстрантов поддерживают представители румынкой общины зарубежья, а также чиновники ЕС и Соединенных Штатов. Имеем ли дело с очередной цветной революцией, и к чему стремятся ее организаторы?
Ответ. Начну с того, что Румыния пользуется репутацией в Европе и мире как крайне пораженная коррупцией страна, впрочем, как и соседняя Болгария. Это показывают все регулярные опросы. Известно, что эти две страны находятся под постоянным мониторингом Европейского Союза именно по поводу борьбы с коррупцией и реформы судебной системы. Поэтому им до сих пор и не разрешают присоединиться к Шенгенскому соглашению, хотя они уже несколько лет являются членами Европейского союза и НАТО. И на этом фоне партия социал-демократов, победившая на выборах со своими союзниками, вместо того, чтобы взяться за управление страной и решение накопившихся проблем, выпускает пакет законов, сделанных на заказ, но с припиской: защитить часть людей из политики. Суть закона и то, как его приняли – ночью, в виде чрезвычайного постановления – возмутило избирателей. Что из всего этого вышло, мы видим. Началась серия протестов, не имеющих аналогов за последние 20-25 лет. Огромное количество людей вышло на улицы, чтобы таким образом сказать: «Хватит!» Под давлением масс правительство пошло на попятную: они отозвали этот закон и вынесли его на публичное обсуждение. Это можно считать победой протестующих, но, как оказалось, сиюминутной. Дело в том, что пресловутые поправки послужили поводом, стали детонатором, а ситуацию взорвали гораздо более глубинные проблемы, которые десятилетиями не находили своего решения и лишь усугубляли положение. В экспертных кругах бытует мнение, что Румыния сражается не столько с коррупцией, сколько с монополией в этой самой коррупции, которая происходит в самых разных госучреждениях: с одной стороны правительство и парламент в своем большинстве, с другой – президентский институт и национальный антикоррупционный директорат Румынии с его подведомственными организациями.
Как утверждают осведомленные источники, одни отправляют в суд дела выборочно, другие тайно принимают законы, чтобы этих дел избежать. Разумеется, это борьба элит, в плену которой оказалось население страны. Не удивительно, что президент страны, якобы неожиданно, поддержал уличные протесты. Многие обращают внимание на то обстоятельство, что в Румынии не сбалансированная налоговая политика, которая облагает чрезмерным налогом труд, в то время как капитал облагается налогом ниже среднего по европейским стандартам. А это значит, что подавляющая часть населения живет в нищете, получая скромные зарплаты, которые после отчисления налогов становятся и вовсе мизерными. И только небольшая, так сказать, привилегированная часть получает достойное вознаграждение. Есть еще одна острая проблема: около 40% населения Румынии никак не поддерживается государством, по отношению к ним не проводится социальной политики, эти люди фактически предоставлены сами себе. Перечень злободневных проблем достаточно широкий: бедность, социальная незащищенность, ограничение доступа к достойно оплачиваемой работе, к образованию и здравоохранению, отсутствие справедливого перераспределения ресурсов. Вот здесь и скрыта невидимая часть айсберга политического, социального и экономического конфликта в Румынии. Вот почему, когда, казалось бы, требования демонстрантов были выполнены (имеется в виду, что упомянутое постановление через три дня отменено), и больше не о чем разговаривать, тем не менее люди остались и требуют теперь уже отставки правительства. А в парламентской республике отставка правительства всегда чревата досрочными парламентскими выборами. В столь непростой и взрывоопасной ситуации реакцию европейских и американских политиков понять можно.
Им ничего другого не остается, кроме как «поддержать» право доведенного до точки кипения народа на публичное проявление недовольства. Не могут же они себе позволить встать на защиту коррумпированных румынских чиновников, когда сами периодически указывают им ровно на ту же проблему. Никто этого не поймет и не одобрит, тем более вышедший на улицы городов народ, которому, в случае неадекватной реакции еврочиновников, в голову может прийти любая, даже самая радикальная идея, вплоть до требования пересмотреть взаимоотношения их страны с Евросоюзом. Евробюрократии, не оправившейся еще от Brexit и заявлений видных политиков других стран о намерении следовать примеру британцев, такой поворот событий еще и в Румынии совершенно ни к чему. Ведь одним из главных их аргументов является именно то, как восточноевропейские страны дорожат Евросоюзом, связывая с ним свое благополучное будущее. Нельзя позволить рухнуть и этому мифу. Потому и одобряют протесты, выступают на стороне общественности, в надежде на разрешение проблемы на локальном уровне. Если необходимо будет сменить власть в Румынии, с легкостью пойдут и на это. Цветная ли революция происходящее или какая-то другая, сложно сказать. Если исходить из привычного сценария цветных революций, то они не зарождаются без внешней поддержки и финансирования. В данном случае вроде как нет заинтересованных в этом игроков. Посему склоняюсь к мысли, что определенное крыло власти предприняло попытку на волне народного протеста решать свои групповые задачи, ослабить или попросту убрать конкурентов, только вот не учли, что потерявший терпение народ к ответу призовет всех без исключения. Странно, что про логику революционного подъема забыли в стране, где происходили события 1989 года. Вспомним, 21 декабря 1989 года – за день до свержения – диктатор Чаушеску созвал в Бухаресте большое народное собрание, хотел, чтобы десятки тысяч людей приветствовали его аплодисментами. Он пытался прекратить начавшееся восстание против тирании с помощью повышения заработной платы, а когда его освистали, Чаушеску оцепенел. Ну и отошел от этого состояния совсем ненадолго.