После визита в Москву премьер-министра Армении Карена Карапетяна стало известно, что Армения разработает альтернативные транспортные коммуникации с Россией. Это будет сделано с учетом проблем с транспортировкой грузов КПП Верхний Ларс на российско-грузинской границе из-за сложных климатических условий (по причине снегопадов и оползней КПП регулярно закрыт).

По итогам встречи в Праге 7 февраля заместителя главы МИД РФ Григория Карасина и спецпредставителя премьер-министра Грузии по вопросам урегулирования отношений с Россией Зураба Абашидзе стало известно, что Россия и Грузия близки к открытию новых транспортных коридоров.

Результативный визит в Москву

Карен Карапетян поручил в конце января министру транспорта, связи и информационных технологий Ваану Мартиросяну провести переговоры с российской и грузинской сторонами с учетом итогов встреч в Москве. "Предварительные договоренности в Москве уже были достигнуты, однако подробности и маршрут пока озвучить не можем, поскольку переговоры продолжаются", - заявил Мартиросян журналистам после заседания правительства.

При этом интересно то, что министр не исключил возможности строительства дороги через Осетию. И добавил, что по данному вопросу предстоит провести переговоры между Россией и Грузией.

Следует отметить, что положение Армении, транспортные пути которой и так ограничены из-за блокады со стороны Азербайджана и Турции, еще больше осложняет конфликт между Россией и Грузией из-за Абхазии и Южной Осетии. По этой причине Армения не может использовать железную дорогу через Абхазию и Транскавказскую автомагистраль. И с помощью больших дипломатических усилий Армении удалось после войны 2008 года добиться открытия движения через КПП Верхний Ларс.

Выходом из ситуации могло бы стать транспортное сообщение через Аваро-Кахетинскую магистраль, которая не проходит через территорию Южной Осетии и Абхазии. Российский участок дороги, которая строилась, начиная с 1979 года, завершен несколько лет назад. Однако вопрос его эксплуатации вновь упирается в политику – в отсутствие дипломатических отношений между РФ и Грузией.

Экспертный взгляд

Научный сотрудник Института Кавказа Грант Микаелян в интервью Пресс-клубу “Содружество” прокомментировал возможность появления альтернативных “Верхнему Ларсу” транспортных путей через Грузию в РФ.

“Грузию и Россию связывает несколько дорог, но действует из них лишь одна - с КПП "Казбеги" и "Верхний Ларс" с грузинской и российской сторон соответственно. Поскольку Грузия практически не пользуется этой дорогой, ее открытие в Грузии воспринималось как жест доброй воли в отношении Армении. Для Армении этого недостаточно, поскольку этот маршрут в высшей степени нестабилен: об этом говорил также и предыдущий министр транспорта Гагик Бегларян.

 В контексте членства Армении в ЕАЭС, развитие сухопутных контактов между странами крайне необходимо. Однако открытие новых путей будет всегда упираться в политические проблемы. Во-первых, не стоит даже надеяться на то, что в ближайшие годы может заработать Рокский туннель и Сухумская железная дорога. Во-вторых, возможных альтернативных маршрутов достаточно мало, а ведь даже их открытие будет сопрягаться с политическими трудностями”,- заявил Микаелян.

Исполнительный директор центра “Кавказский дом” (Тбилиси) Георгий Канашвили считает, что для альтернативных путей сообщения более предпочтителен вариант пути через Южную Осетию.

“Идея альтернативных путей сообщения не теряет актуальности с конца девяностых годов прошлого века. На мой взгляд, в последнее время действительно чувствуется заинтересованность в этом проекте всех сторон. В этом свете, по крайней мере, на данном этапе, более перспективным представляется Цхинвальское направление. Думаю, что в отличие от абхазского направления, в югоосетинском направлении чувствуется больше заинтересованности, как местных политических элит, так и Москвы. Тбилиси, конечно же, также не выступает против таких инициатив.

Однако тут нужен формат, который обеспечит нейтральный формат нерешенной проблемы статуса. Несмотря на то, что до сих пор стороны конфликтов особо и не искали путей для налаживаний экономических отношений, думаю, что при желании и наличии политической воли формула налаживания экономических отношений вполне может быть найдена”,- заявил Канашвили.

Перемена позиции Тбилиси

Интересно, что перед встречей в Праге спецпредставитель премьер-министра Грузии по вопросам урегулирования отношений с Россией Зураб Абашидзе заявил, что пока не стоит ожидать начала эксплуатации Аваро-Кахетинской автомагистрали или тем более железной дороги через Абхазию. “Вопрос о восстановлении железнодорожного сообщения через Абхазию в нашем формате не рассматривается. Он связан с самой сложной проблемой в российско-грузинских взаимоотношениях – с нерешенным конфликтом. В данном случае — конфликтом в Абхазии”,- заявил Абашидзе.

Однако уже после встречи его позиция изменилась. По словам Абашидзе, было решено вдохнуть новую жизнь в подписанное в 2011 году "Соглашение между правительством Российской Федерации и правительством Грузии об основных принципах механизма таможенного администрирования и мониторинга торговли товарами", которое дает возможность сторонам торговать и развивать транспортные коммуникации через Абхазию и Южную Осетию, не касаясь при этом проблемы статуса двух республик.

Спецпредставитель грузинского премьера добавил, что стороны решили действовать методом малых шагов и обсуждать лишь те вопросы, которые в принципе можно решить, "не переходя красные линии".

В свою очередь, Григорий Карасин сообщил, что речь идет о задействовании трех коридоров, а также модернизации подъездных путей к Верхнему Ларсу, чтобы была возможность пропускать намного больше грузового и легкового автотранспорта.Первый транспортный коридор начинается вблизи Сочи и, проходя через Абхазию, заканчивается в городе Зугдиди. Второй коридор стартует около североосетинского села Нар и, проходя через Южную Осетию, заканчивается в Гори, а третий расположен у КПП Казбеги--Верхний Ларс. "Как только мы решим все остающиеся вопросы, то сразу начнем реализацию (соглашения). Осталось сделать последний, самый трудный шаг",— заявил замминистра иностранных дел России.

Роль оператора таможенных пунктов, согласно договоренности, будет играть швейцарская компания SGS, предоставляющая услуги в сфере инспекций и сертификации.

А пока, в ожидании открытия новых транспортных коридоров, для армянских экспортеров и импортеров сделала подарок "Южно-Кавказская железная дорога", снизившая на 80% тарифы на перевозку грузов вагонами в международном железнодорожно-паромном сообщении порт "Кавказ-Поти". Согласно пресс-службе ЮКЖД, компания пошла на данный шаг c целью активизации экспортно-импортных грузоперевозок Армении и повышения конкурентоспособности железнодорожного транспорта.

Мысли и позиции, опубликованные на сайте, являются собственностью авторов, и могут не совпадать с точкой зрения редакции BlogNews.am.