Репатриация - дело хорошее и нужное. Армения объективно нуждается в человеческой массе. Нужны люди, которые будут служить в армии, развивать регионы, формировать семьи и пускать корни. Успешная политика репатриации, по моему мнению, невозможна без политической воли государства. К сожалению, нынешние власти не ставят такой задачи. Примечательно, что лидеры ведущих диаспоральных организаций также не заинтересованы в решении этой задачи.Почему? Представьте себе Округ Бербанк в Калифорнии, где армянское население увеличивается из года в год. Эта масса создает этнический политический фактор, который используется в качестве инструмента диалога с местным политическим истеблишментом. Этот фактор позволяет влиять на конгрессменов и сенаторов. Плохо ли это? Нет, конечно.
Просто это слабо связано с национальными интересами государства. Разные элиты в Армении и Диаспоре разделили между собой области деятельности, прочертив границы "наше" и "ваше". Признание Геноцида армян - это Диаспора. Когда Армения пытается использовать этот вопрос в государственной политике включается режим давления со стороны Диаспоры. В свою очередь, Диаспора должна заниматься благотворительностью в Армении, не задавая лишних вопросов. Вопросы задают лишь те представители Диаспоры, которые не являются элементами местных систем и на которых сложно оказать давление (например, Серж Танкян). Разочарованные этой системы (например, бывший губернатор Калифорнии Джордж Дюкмеджян или Эдвард Джереджян) закрывают свои двери, занимаясь исключительно проблемами страны-проживания. Не идеализируйте Диаспору, она построена на аналогичных клановых основах.
Необходимо привлечь авторитетных экспертов, которые смогут изучить нас со стороны и дать объективную оценку. Необходимо сформировать определенную аналитическую платформу, которая объединит новые поколения. Новое поколение - это наша надежда на будущее, но с ним необходимо работать. Новое поколение - это, прежде всего, армяне. Мы не ощущаем себя американцами, французами или ливанцами. Но самое главное - мы не ощущаем себя Диаспорой. Если армянские ощущения внутри новых поколений не подкреплять конкретными вещами, они быстро исчезнут. Хотите или нет, но именно от нового поколения зависит будущее не только Армении, но и всей армянской нации.