Вопрос. Президент США Дональд Трамп решил ужесточить визовый режим в США. Он подписал указ, запрещающий везд в США на три месяца гражданам семи стран, одной из которых является соседний Иран. В эти дни в Армении частыми стали разговоры о том, что антииммиграционная политика Трампа может повлиять также на граждан Республики Армения. Можно ли действительно ожидать ужесточение визового режима в США для граждан РА, и может ли такая политика коснуться уже проживающих в США, но не получивших гражданства лиц?
Ответ. Вокруг упомянутого Указа президента США Дональда Трампа о запрете въезда в страну граждан 7-и государств поднялась нешуточная волна негодования во всем мире, да и в самих Штатах. В принципе, это ожидаемо, впрочем, как и то, что многие начинания Трампа будут встречены в штыки. Вспомним, не меньшую критику вызвало и решение нового президента о денонсировании договора о Транстихоокеанском партнерстве. Совсем недавно говорил, что истеблишмент, олицетворяющий клан ультралиберальных неоконсерваторов в самой Америке и его европейские сподвижники окажут ожесточенное сопротивление реализации идей победившего их «чудака-миллиардера», в надежде на скорейший реванш, который если не удастся осуществить путем импичмента, то хотя бы ограничением времени пребывания Трампа в Белом доме одним сроком.
У них, кстати, есть хорошие возможности и достаточно было времени, чтобы подготовить организованное сопротивление намечаемым шагам президента, в плане того, что он, будучи еще кандидатом, в ходе предвыборной кампании подробно излагал свое видение по широкому кругу внутри- и внешнеполитических вопросов. Как видим из первых шагов, Трамп пытается последовательно реализовывать данные избирателю обещания. Откровенно говоря, у него особо и выбора-то нет. Элиты, разведсообщество, влиятельные СМИ, а также многие лидеры стран-партнеров ведут с президентом США даже нескрываемую войну, и ему не на кого опереться, кроме как на своих избирателей, а для этого необходимо выполнять данные им обещания. Вернемся к миграционной политике Трампа и к упомянутому Указу в частности. Ангажированные массмедиа сразу ввели в оборот более чем двусмысленное определение – «7 мусульманских стран». Ведь вполне очевидно, что фактор религии для Трампа здесь совершенно не определяющий, даже можно сказать, абсолютно не играет роли. Иначе как объяснить стремление отгородиться стеной от отнюдь не мусульманской Мексики. Анализируя список этих семи стран (Ирак, Иран, Йемен, Ливия, Сирия, Сомали и Судан), четко просматривается логика – остерегаться бесконтрольного попадания на территорию США людей из стран, где угроза террористической активности зашкаливает.
Из списка с указанной логикой выпадает, конечно, Иран, где нет никакой террористической активности, более того, Иран сам борется с террористами, помогая собратьям шиитам в Сирии, Ираке, Йемене. Полагаю, включение Ирана в данный список обусловлено двумя факторами. Первое, недовольство Трампа так называемой ядерной сделкой с Ираном и его скептическое отношение к успеху этой затеи, и второе, его чрезмерные личные или опосредованные симпатии к Израилю. Не секрет, что Иран не признает еврейское государство, что, естественно, вызывает такие же «теплые» чувства у израильтян по отношению к Ирану. Помимо этого, Израиль полагает, что Иран – создатель и спонсор организации Хезболла, которую считает террористической. Попытался всего лишь поразмыслить о мотивах Трампа при включении Ирана в список семи государств, что вовсе не означает, что одобряю или защищаю такой подход. Ровно наоборот: не включи Трамп Иран в список, его оппонентам гораздо сложнее было бы разыгрывать религиозную карту, потому как совершенно очевидно вырисовывалась бы антитеррористическая направленность отбора. Относительно разговоров о том, что ужесточение миграционной политики коснётся и граждан Армении, могу предположить, что конечно коснётся. Но вовсе не потому, что Армения соседствует с Ираном, и тем более не из-за того, что находится в зоне риска террористической активности. Просто проводимая в последние годы политика открытых дверей породила столько сложнейших проблем и в США, и особенно в Европе, что тренд не мог не измениться.
Если даже канцлер ФРГ Ангела Меркель заговорила о необходимости ужесточения миграционной политики, то масштаб бедствия не сложно представить. Не говоря уже о других европейских странах. Посему не стоит обольщаться, что вынесением вердикта Нью-Йоркского суда или демаршем уже отставного прокурора ситуацию можно отмотать назад. Ничего подобного, указ Трампа мало того что в силе и действует вовсю (решение суда коснулось лишь тех немногих, кто законным путем уже получил визу, а дальнейшее предоставление виз приостановлено), но и видимо это только первый шаг в данном направлении. В этом контексте перемещение по США и Европе для граждан Армении усложнится ровно настолько, насколько и для всех остальных. Очень большие сомнения вызывает и будущее Шенгенского договора, хоть это многим и не понравится. Таковы сегодняшние реалии.