Если рассматривать в комплексе: вторую ливано-израильскую войну (которую правильнее было бы называть войной Израиля с «Хезболлой» при американской поддержке), агрессию саудитов против Йемена, длительное топтание турок в Аль-Бабе, борьбу американской коалиции с ДАЕШ, курдо-турецкие столкновения, Апрельскую войну в Арцахе и другие современные конфликты, можно констатировать, что тиражируемые там и сям всяческие военные рейтинги и многочисленные экспертные заключения — о «второй армии в НАТО», «самой сильной армии на Ближнем Востоке», «самой мощной армии на Южном Кавказе» и проч., — не стоят и выеденного яйца.
Современные войны комбинированного типа ставят перед вооруженными силами совершенно иные задачи, не имеющие никакой связи со всеми этими «штабными» рейтингами. В то время как многие армии, имевшие громкие успехи в середине прошлого века, в силу целого комплекса различных обстоятельств давно превратились в карательно-полицейские структуры, доказавшие свою неспособность решать серьезные военные задачи. По этой причине продолжается активное тиражирование и распространение пропагандистских постулатов и клише, которые, как показывает жизнь, в действительности очень далеки от реальности.
Вот и последнее подтверждение вышесказанному. Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган, совсем недавно транслировавший в эфир «грандиозные» планы по захвату Манбиджа, участии турок в операциях по освобождению Мосула и Ар-Ракки, и выдвигавший претензии на Алеппо, теперь возлагает надежды на активизацию Женевского процесса, получившего «второе дыхание» в Астане, и больше не помышляет ни о каких наступлениях. Еще бы! Потери в живой силе и военной технике на подступах к Аль-Бабу у «второй армии в НАТО» превратили так называемую операцию «Щит Евфрата», планировавшуюся как победное шествие турецкого оружия, в кошмарный сон. Да и на территории собственной страны продолжают регулярно гибнуть силовики, а сама Турция содрогается от непрекращающихся терактов.
Что же касается армий армянских государств, на мой субъективный взгляд, бойцовские и морально-волевые качества рядового, а также младшего и среднего комсостава — высочайшие. А вот наше высшее командование реально отстает от современных вызовов, сосредоточившись на решении исключительно сиюминутных или сугубо оборонительных задач. Что при наличии вероятного противника в лице Азербайджана (и Турции) и неминуемом возобновлении широкомасштабных боевых действий никак не соответствует этим вызовам.
К сожалению, при такой позиции пересмотр стратегий и подходов в нынешних условиях как раз и становится возможным только в случае крупномасштабных военных действий, в которых мы, к величайшему сожалению, как обычно, опять окажемся (на первом этапе войны — точно) защищающейся стороной. Со всеми вытекающими из этого последствиями.
Как обычно, очередную попытку агрессии турок «прикроет» байками об обстрелах его позиций и населенных пунктов и, как обычно, мировое сообщество отнесется к такой агрессии вполне благосклонно, ограничившись паритетными призывами к благоразумию.
То есть пересмотр стратегий и на этот раз будет происходить вынужденно — уже во время боевых действий, и в авральном режиме. Что, в свою очередь, изначально опять предполагает «переламывание» ситуации за счет стойкости, морально-волевых качеств, готовности к самопожертвованию, героизма и высочайшего боевого духа армянских солдат и офицеров и таланта наших командиров. Опыт прошлой войны показывает, что зачастую это будет происходить за счет игнорирования антиармянских капитулянтских приказов сверху и ни к чему не обязывающих и регулярно нарушаемых врагом соглашений, заключенных в ущерб армянскому народу.
Получается, в этом плане у нас всё остается так, как это было 25, 100 лет или несколько веков назад.