В Баку прошла несанкционированная акция против смертей военнослужащих в не боевых условиях, с пугающей регулярностью происходящих в азербайджанской армии. В акции, планирующей собрать до 3 тысяч человек, приняли участие молодежные активисты и родственники погибших в армии военнослужащих.
Нынешний всплеск эмоций и возмущения азербайджанских масс вызывает бесстрастная статистика начавшегося года, согласно которой в нынешнем году смертность в структурах министерства обороны уже превысила график смертности года предыдущего. А предыдущий год, надо сказать, сам по себе получился весьма урожайным на покойников в войсках Азербайджана. Достаточно сказать, что только официально признанные потери прошлого года в воооруженных силах нефтеносного султаната составили 97 человек убитыми, еще около сотни аскеров получили ранения разной степени тяжести. Кроме того, согласно источнику Аналитического Центра «Восканапат», находящемуся на территории Азербайджанской республики, еще 316 азербайджанских военнослужащих в течение минувшего года были направлены из войск на принудительное лечение в психиатрические больницы или демобилизованы из рядов азербайджанских ВС в связи с отклонениями в психике.
Возвращаясь же к статистике смертности в войсках в нынешнем году, можно заметить, что нынче редкий календарный день обходится без потерь в армейских структурах нефтеносного султаната. По официально подтвержденным данным с начала нынешнего года по сегодняшний день вооруженные силы Азербайджана уже потеряли 19 военнослужащих. «Восканапат», кстати, отмечает, что в это число не включен убитый в дислоцированной в Астаре N-ской воинской части солдат Гасанов Фиратдин Алфи оглу, а также офицер, принимавший участие в расследовании обстоятельств его убийства. Имя офицера уточнить пока не удалось. Отметим, что, за исключением первой декады июня прошлого года, причиной подавляющей части потерь в вооруженных силах Азербайджана являются являются вовсе не попытки проникновения диверсионных групп из Азербайджана на территорию армянских государств и спорадически возникающие на границе Азербайджана с Арменией и Арцахом перестрелки, а неуставные взаимоотношения, сопровождающиеся избиениями, сексуальным насилием, издевательствами старослужащих и офицеров над новобранцами, и влекущие за собой суициды и убийства сослуживцев. Достаточно отметить, что только в текущем году 7 потерь Азербайджана пришлись на военнослужащих, успевших прослужить менее трех месяцев.
Акция протеста по аналогичному поводу в столице государства закавказских турок уже происходила. Первой ласточкой в этом ряду стала смерть солдата Джейхуна Губадова, зафиксированная 7 января в одной из частей национальной армии Азербайджана, дислоцированных в Дашкесанском районе республики. По официальной версии смерть солдата явилась следствием преступной халатности командиров, «проморгавших» заболевание сердца у военнослужащего. По неофициальным же данным солдат скончался в результате побоев, о чем красноречиво свидетельствовали фото- и видеоматериалы, предоставленные журналистам родственниками покойного, запечатлевшие явные следы насилия на его теле.
К слову сказать, Дашкесанский район вообще выделяется своей гибельной армейской статистикой: согласно сведениям Центра военных исследований «Доктрина», за последние несколько лет здесь при странных обстоятельствах погибли более десятка азербайджанских военнослужащих. Так, 28 января 2010 года в одной из частей, дислоцированных здесь, двое солдат, не выдержав издевательств, расстреляли четырех офицеров и ранили нескольких военнослужащих артдивизиона, после чего покончили собой; в апреле 2012 года в этом же подразделении солдат Вугар Мамедов расстрелял из автомата двоих сослуживцев, и еще двоих ранил.
Смерть солдата Дж. Губадова вызвала стихийную демонстрацию граждан против многочисленных смертей азербайджанских солдат в не боевой обстановке, прошедшую 12 января на площади Фонтанов в центре Баку. Тогда, несмотря на то, что в акции принимали участие родители погибших солдат, бакинская полиция жестоко разогнала демонстрантов, десятки участников акции были задержаны.
Критику в адрес армии и царящих в ней порядков тогда подхватили проправительственные депутаты и молодежные организации, социальные сети. Изволила даже подать свой голос обычно в подобных случаях молчащая, как рыба, азербайджанский омбудсмен Эльмира Сулейманова.
Однако все благие общественные порывы благополучно завершились вместе с выступлением срочно прервавшего свой отпуск в связи с возникшими обстоятельствами верховного главнокомандующего «несокрушимой и легендарной», президента Ильхама Алиева, прямым текстом озвучившего запрет на критику печальной армейской действительности Азербайджана:
«Мы никогда не позволим, чтобы антинациональные элементы чернили нашу армию, бросали на нее тень. Мы никогда не допустим этого. И я, как верховный главнокомандующий, никогда не позволю этого».
Слова Алиева вскоре на собственной шкуре прочувствовал, к примеру, правозащитник Алекпер Мамедов, занимавшийся, в числе прочего, и армейской тематикой, в частности, случаями похищений и продажи органовпогибших солдат.
«Мне обещали, что судебный процесс завершится моим арестом, а в тюрьме со мной разберутся как надо», - рассказал Мамедов, вынужденный бежать из страны из-за оказываемого на него давления.
Случаем, в очередной раз переполнившим чашу безграничного терпения граждан Азербайджана, стала смерть рядового азербайджанской армии Сеймура Аллахвердиева, призванного в войска из села Кюрдемиш Гейчайского района, зафиксированная 28 февраля текущего года. Согласно официальной информации, солдат погиб на боевом посту во время несения службы, выстрелив себе в голову из закрепленного за ним оружия. Однако родственники покойного, которым запретили полностью рассмотреть тело солдата, доставленное для захоронения в цинковом гробу, на предмет наличия следов побоев, выразили обоснованные сомнения в причинах смерти и объективности расследования в ее связи. Кадры видеосъемки не оставляют сомнений в лживости официальной версии о суициде Аллахвердиева, поскольку выстрелить себе практически в затылочную часть головы, да еще и из автомата (поскольку пистолеты военнослужащим срочной службы в Азербайджане пока не выдают – Пандухт), солдату было бы, мягко говоря, проблематично.
Несмотря на это, спустя всего сутки Министерство обороны Азербайджана и Военная прокуратура выступили в прессе с совместным заявлением в связи со смертью военнослужащего Аллахвердиева, в котором, ссылаясь на данные вторичного, более тщательного расследования, сопровождавшегося «внешним и внутренним обследованием тела погибшего солдата» и выемкой «предметов, важных для следствия» (? – П.), вновь озвучивается суицидальная версия. Более того, версия о насильственной гибели солдата в заявлении называется, - ни больше, ни меньше, - «надуманной», «не соответствующей действительности» и порождающей «слухи и вымыслы», имеющие целью «запутать общественное мнение».
6 марта проблема солдатских смертей в не боевых условиях обсуждалась на общественных слушаниях в офисе Института свободы и безопасности репортеров, организованных Молодежным клубом Азербайджана. Сотрудник этой неправительственной организации Гамид Гусейнли, озвучив потери в вооруженных силах за прошлый год и начало нынешнего года, заявил о «катастрофичности ситуации», добавив, что заявления о смертях солдат от сердечной недостаточности и суицидов не отражают реальность, а скорее направлены на сокрытие правды.
Однако известный своей «сокрушительной» логикой азербайджанский военный эксперт Узеир Джафарли (бывший Джафаров - П.) считает, что суициды в азербайджанской армии совершаются не в результате насилия, а по другим мотивам:
«Молодым людям из низменных зон трудно служить в горных условиях, - заявляет сей «эксперт». -Принуждения мыть полы, чистить обувь, канализацию, готовить пищу могут восприниматься, как унижение и привести к трагедиям».
Что представляет из себя моральный облик «оппонента властей» Джафарли и его соратников по общественному объединению «Офицеры в запасе и отставке», наглядно проиллюстрировал трусливый отказ объединения от участия в завтрашней протестной акции, рабским тоном озвученный старшим братом Узеира - Яшаром Джафарли:
«Мы не захотели нарушать закон в то время, когда Сафар Абиев потребовал у нас уважать закон».
Еще одной из составных частей системы тотальной коррупции, пронизывающей все азербайджанское общество сверху до низу и, в том числе, армию как его неотъемлемую часть, является призыв на службу в ряды ВС Азербайджана лиц, не подлежащих призыву по состоянию здоровья, а порой и просто инвалидов, которые затем во время службы подвергаются избиениям и унижениям со стороны сослуживцев, а также рискуют собственным здоровьем и, порой, даже жизнью.
За минувший год только из компактно населенного талышами Астаринского района республики в азербайджанскую армию были призваны Эльшад Новрузов, страдающий тяжелой болезнью легких, Амиль Алиев, у которого от рождения отсутствует одна почка, и Эхтияр Надиров, страдающий врожденной глухотой.
22 декабря минувшего года от острой сердечной и легочной недостаточности в войсках скончался военнослужащий Рашад Мирзоев. Отец погибшего рассказал, что аналогичный диагноз был поставлен его сыну задолго до медкомиссии в военкомате, однако семья не располагала 5 тысячами манатов (примерно 5 тысяч евро – П.) для уплаты взятки начальнику районной службы по мобилизации и призыву Ильгару Алимзаеву, и Мирзоев, несмотря на диагноз, был незаконно направлен в войска.
Аналогичным образом оказался в армии и 29-летний (! – П.) Ильхам Шафаггатов, страдающий язвой двенадцатиперстной кишки, искривлением позвоночника и искривлением перегородки носа. 3 из 4 месяцев службы Шафаггатов провалялся в военных госпиталях. Вместе с ним в азербайджанскую армию «загремели» и оба его больных брата - 24-летний туберкулезник Фаик и 20-летний Эльнур, страдающий сердечной и почечной недостаточностью.
Тем временем, статистика армейских смертей открывает новые, неизвестные доселе подробности. 6 марта в 1:40 в одной из воинских частей азербайджанской армии, расположенной все в том же Шамхорском районе, на боевом посту «скоропостижно» скончался очередной азербайджанский военнослужащий - рядовой Эльман Тельман оглу Алиев. Причины «скоропостижной» смерти Алиева военным ведомством озвучены не были. А буквально на следующий день муж сестры погибшего - Анар Исаев рассказал подробности внезапной смерти своего родственника:
«В половине шестого утра был звонок домой с сообщением о проблемах со здоровьем Эльмана. Сказали, что у него болит сердце, и нам надо приехать. В Гяндже я не застал Эльмана живым. Его раздели и сделали посмертные снимки. От меня старались скрыть отдельные части тела, в частности, шейную область. Я же, решив рассмотреть тело, заметил на задней части шеи почерневшую полоску, в средней части спины также виднелись кровоподтеки. На носу была насечка, лоб вдавлен, вокруг рта кровь. Я понял, что Эльман был избит, причем несколькими людьми. На заданный мною вопрос ответили, что, возможно, он упал на посту, а шарф при этом обмотался вокруг шеи. Я выразил недоумение. Хотел сфотографировать тело, мне не разрешили. Вели себя очень странно, куда-то звонили, бегали».
То, что помимо причин смертности, в Азербайджане искажается и сама статистика армейских смертей, а часть смертей вообще замалчивается, ни для кого не является секретом. Еще летом прошлого года военный прокурор Азербайджана Ханлар Велиев заявлял о том, что истинное количество жертв в вооруженных силах населению Азербайджана не сообщается.
Аналитический центр Восканапат аккуратно ведет свою статистику, и всегда готов представить ее всем заинтересованным лицам. К 97-ми официально признанным Азербайджаном прошлогодним потерям Восканапат с полной уверенностью приплюсовывает еще, как минимум, 41-у, большую часть из которых составляют аскеры, уничтоженные армянскими военнослужащими в ходе ликвидации диверсионных групп закавказских турок, происходившей 4-8 июня завершившегося календарного года.
Что же касается года нынешнего, то на сегодняшний день Восканапат располагает данными о гибели 21 военнослужащего азербайджанской армии. Не 19-ти, преподносимыми официальной статистикой, не 16-ти, озвученными экспертом Джафарли, а именно 21-го.
Предоставляем поименный список аскеров, погибших в 2013 году:
2 января. Алиев Турал Мубариз оглу. Официальная версия – самоубийство, родные покойного сообщают, что из тела были извлечены три пули.
7 января. Губадов Джейхун Заман оглу. Официальная версия – смерть в результате заболевания сердца.
8 января. Агабалазаде Вахид Тельман оглу - убит сослуживцем выстрелом из автомата в голову.
11 января. Поладов Шаин (прапорщик) – смерть в результате ДТП.
13 января. Гасанов Фиратдин Алфи оглу – убит сослуживцами. Убит также офицер, проводивший расследование по данному инциденту.
18 января. Исмаилов Гадир (прапорщик) – смертельное отравление угарным газом.
19 января. Худулов Рамазан Исмаил оглу. Официальная версия - острый менингоэнцефалит вирусно-бактериального происхождения, церебральная кома, отек мозга, синдром защемления и другие тяжелые заболевания.
28 января. Рустамли Тогрул Кямран оглу. Официальная версия – скончался «в результате болезни». Отслужил всего 20 дней.
28 января. Сеидов Фаик Алигейдар оглу (капитан). Официальная версия - утонул, провалившись под лед.
5 февраля. Аскеров Турал Надир оглу (лейтенант) и Ализаде Санан Довлят оглу. Ликвидированы военнослужащими Армии Обороны Арцаха в ходе пресечения диверсионной вылазки.
11 февраля. Ахмедов Яшар Маил оглу (капитан), Рустамов Рустам Гюлхгусейн оглу (старший лейтенант), Зейналов Бахруз Новруз оглу (лейтенант), – крушение вертолета.
15 февраля. Бейляров Мушфиг Газанфар оглу – раздавлен собственным танком.
15 февраля. Гусейнов Ниджат Габиль оглу - суицид.
28 февраля. Аллахвердиев Сеймур Мурвет оглу. Официальная версия – суицид.
2 марта. Амикишиев Рагиль (курсант). Официальная версия – «неожиданно скончался».
3 марта. Мирзазаде Орхан Алемхан оглу - суицид.
6 марта. Алиев Эльман Тельман оглу – «скоропостижная» смерть…
Повсеместно царящие в Азербайджане тотальная коррупция, беззаконие, произвол, человеконенавистническая идеология, создание героев из откровенных подонков, всенародное воспевание убийц и психопатов, гонения на инакомыслящих, распущенность нравов и другие признаки, характеризующие сегодняшнее состояние азербайджанского общества – явления хронические, создающие питательную среду для средневековых порядков, по которым жили и живут сегодня «непобедимые» вооруженные силы Азербайджана.
Властной элите Азербайджана становится все труднее кормить общественное мнение страны байками о неисчислимом богатстве, неиссякаемых недрах, колоссальном бюджете, армейской мощи и скорой оккупации Республики Арцах. И стоит ли удивляться, что властями загодя предприняты превентивные меры, направленные на недопущение завтрашней протестной акции: уже задержано и изолировано несколько активистов молодежного движения НИДА. Тем не менее, акция, как считают в Восканапате, все же состоится.
Но пока больно само азербайджанское общество, ситуация в армии Азербайджана будет только усугубляться. Поэтому, чем бы не завершилась завтрашняя протестная акция (а завершится она, скорее всего, очередным разгоном и очередной порцией арестов и экзекуций – П.), для того, чтобы начать выздоровление, Азербайджану срочно требуется комплексное лечение. И заключается оно в немедленной дефашизации азербайджанского общества и полном его очищении от человеконенавистнической идеологии, в течение многих лет усердно насаждаемой алиевским режимом.