Вопрос. Американские СМИ непрерывно сообщают информацию о массовых мероприятиях, проводимых против новоизбранного президента Дональда Трампа. Одно дело, когда общественность жалуется на фальсификации, выступает против кандидата, приписавшего себе победу путем фальсификаций, другое дело, когда это делается против избранного в результате легитимных и демократических выборов президента. Какова цель организаторов этих акций, и чего они могут добиться?
Ответ. Наверное, нужно более чем философски относиться к окружающему нас полному противоречий миру, чтобы протестными мероприятиями называть крушение витрин магазинов и сжигание машин, настолько вопиющую нецензурную брань Мадонны, что даже не симпатизирующий новому президенту США телеканал CNN неоднократно глушит звук с выступления певицы на марше женщин. Необходимо еще иметь богатую фантазию, чтобы наивно полагать, что поствыборные уличные протесты в различных городах Америки – спонтанный порыв недовольных. Достаточно много информации просочилось в прессу о том, каким образом организовываются эти протесты, как финансируются, какую цель преследуют. Понаблюдав за происходящим, по единому почерку, в географически прилично отдаленных друг от друга городах, почти не остается сомнений относительно организованного характера таких «мероприятий».
Кому это надо – по-моему, очевидно – тому, кто проиграл. Не имею в виду кандидата в президенты Хиллари Клинтон в качестве проигравшей стороны, да и не Трампа в данном контексте нужно считать победителем. Формально-то оно конечно так, но, по сути, нешуточная битва в течение всего 2016 года была чем-то большим, нежели схватка двух кандидатов за место в Белом доме. Шла ожесточенная борьба за миропорядок. С одной стороны, за его сохранение, с другой – за его скорейшие похороны, как дискредитировавшей себя системы, ничего хорошего не принесшей ни миру, ни самим Соединенным Штатам. Более привычная и понятная формула миропорядка, установившегося с начала 90-х после распада СССР – однополярный мир с глобальным доминированием США во всем, в том числе в установлении правил, определении добра и зла, с правом вершить судьбы целых народов и государств. Соответственно, за все, что происходило в мире, вроде как ответственность должна ложиться на плечи мирового жандарма: не предугадал, не доглядел, не отреагировал и т.д. Однако, на деле Штаты никогда и ни за что ответственности не несли, просто потому, что не хотели брать её на себя. Этакая вопиющая диспропорция – бесконечные права при нулевой ответственности, чего, казалось, не должно быть, что является нонсенсом. Но факт в том, что планета четверть века жила именно по таким правилам, за редкими исключениями, и то частичными (Китай, Россия, Иран и пр.). В наши дни мало кто уже сомневается, что однополярный миропорядок рухнул.
Даже европейские политики, ортодоксальные приверженцы постсоветских устоев вынуждены признать, что прежнего миропорядка отныне не существует, и следует задуматься об установлении каких-то новых правил хотя бы сегментарно, в тех сферах, которые в первую очередь подвержены столкновениям с современными вызовами. Теоретический дискурс о том, рухнул миропорядок стараниями отдельных стран и политиков, приложивших руку к этому, или же он изжил себя, став неэффективным перед лицом тех же современных вызовов, отдаленно напоминает подобные баталии относительно распада СССР – система изжила себя, или же продуманный и последовательно реализованный заговор Запада увенчался успехом? Одним словом, имеет ли место реванш Востока над Западом за свое поражение в конце XX века? Сложный вопрос, до конца не получивший ответа не потому, что обоснованных аргументов недостаточно, а ровно наоборот. Как раз аргументов в пользу и того и другого утверждения предостаточно, что и усложняет задачу. Кроме того, нет единых критериев беспристрастных оценок, что развязывает руки пропагандистскому, ангажированному подходу, который по определению не может быть объективным. Посему, сколько бы ни ломалось копий в этой битве умов, скорее всего, окончательно разобраться предстоит следующим поколениям.
Теперь касательно победы Дональда Трампа в президентской гонке, как важнейшего события современности. Далек от мысли абсолютизировать фигуру Трампа, делать из него фетиш. При всех своих плюсах и минусах, несусветном богатстве и неординарности характера, все равно он еще должен доказать свое право встать в один ряд с великими президентами США в прошлом. Победа Трампа несет совершенно другой посыл, что куда важнее его личного рейтинга и прочих регалий. Успех теперь уже 45-го президента США, если хотите, открыл глаза мировому сообществу на тщательно скрываемую истину – в мире доминировали не США, а узкий круг избранных, так называемые элиты (истеблишмент), состоявший не только из американских политиков, банкиров, бизнесменов и пр. Американский народ к такому положению вещей имел отношение настолько же, насколько и другие народы. То есть был также отстранен от проводимой элитами политики, как и народы Европы, Азии и других частей света. И далеко не Дональд Трамп обнаружил заговор элит против населения планеты, он, надо отдать должное, вовремя почувствовал настроения американского общества, номинально вершителя судеб, а по факту живущего с теми же проблемами и заботами, как и многие другие. Отличие только в том, что за дела своих правителей его проклинали больше всех. Забрать Америку (власть) у элит и вернуть американскому народу – вот сформулированный Трампом тезис, который наглядно иллюстрирует его понимание сути происходящего, разоблачает реальную конструкцию мирового доминирования.
Стоит ли удивляться тому ожесточенному сопротивлению истеблишмента, который не гнушался даже самыми подлыми методами: от тотальной фальсификации до откровенного вранья. Разумеется, элиты не собираются сдаваться, на горизонте маячит перспектива реванша, потому не утихают так называемые протесты, вовсю работает машина по сбору компромата на вступившего в должность президента. Задача максимум – импичмент, задача минимум – не дать Трампу пойти на второй срок. Другие, более трагичные варианты, в отличие от CNN, рассматривать воздержусь. На мой взгляд, Дональд Трамп для американского народа уже сделал самое главное – показал всему миру, что американцы не заслужили быть субъектом негативного отношения недовольных американским доминированием стран и их народов. Адресат – забаррикадировавшиеся элиты, с каждым месяцем теряющие позиции не только в США, но и в Европе. Очевидно одно, чем быстрее произойдет смена элит, использующих глобализацию как инструмент подавления национального самосознания (в том числе и американцев с европейцами), заменивших традиционные ценности сомнительными ультрапередовыми понятиями, тем больше шансов не допустить катаклизмов в переходной период, пока будет найден консенсус относительно нового миропорядка, механизмов как сотрудничества, так и сдерживания. А феномен Трампа, повторюсь, не более чем результат прозрения американского народа. А значит, тщетны попытки вернуть все на круги своя его отстранением.