Азербайджанские СМИ, руководство и народ словно считают своим долгом повторять фразу «весь мир признает Карабах азербайджанским» при любом удобном случае. Кажется, в азербайджанской пропаганде это – главный аргумент. Однако, мы не нашли ни одного обоснования этому утверждению, например, ответов на следующие вопросы:
— Подразумевается ли признание де-юре или де-факто?
— Как выражается это признание, т.е. в каких документах высказано мнение всего мира?
— Что понимается под словами «весь мир»?
Для начала, очевидно, что де факто НКР — это независимое государство, и оно не находится под юрисдикцией Баку. Об этом вам скажет любой человек на планете, который хотя бы поверхностно знает ситуацию в данном регионе за последние 20-25 лет. Таким образом, речь идет о юридическом статусе Нагорного Карабаха.
Итак, если углубляться и задать эти вопросы азербайджанской стороне, то скорее всего она станет ссылаться на 4 резолюции Совета Безопасности ООН 1993 года, где конфликт представлен как локальный, т.е. конфликт между армянским народом Нагорного Карабаха и правительственными силами Азербайджана. Азербайджан предпочитает обходить стороной этот факт, как и тот, что самым главным требованием этих резолюций было незамедлительное прекращение всех боевых действий, установление прочного перемирия и начало прямых переговоров между конфликтующими сторонами, чего так и не было достигнуто благодаря деструктивной позиции руководства Азербайджана. В этих резолюциях азербайджанская сторона выделяет лишь использованную в них формулировку «Нагорно-Карабахский регион Азербайджана», и считает ее неоспоримым доказательством признания Нагорного Карабаха частью Азербайджана со стороны ООН, и, следовательно, всего мира.
Эта логика есть не что иное, как попытка манипуляции фактами с целью дезинформации рядового читателя, который не знаком с нормами международного права. Давайте проясним, почему данная логика не имеет ничего общего с реальностью и почему она является ложной пропагандой?
Во-первых, в 1993 году Совет Безопасности ООН созывался не с целью обсудить и решить вопрос о юридическом статусе Нагорного Карабаха;
Во-вторых, ООН, как и любая другая организация не имеет функций признания государства или правительства (об этом прямо написано на официальном сайте ООН), это вообще вне ее юрисдикции (см. рис.). Следовательно, данная организация не может рассматривать вопросы о юридическом статусе каких-либо территорий или их принадлежности какой-либо стране.
Рис 1: Декларация независимости НКР.
Для увеличения нажмите на картинку
В-третьих, границы государств, как правило, решаются посредством переговоров между соседними государствами. В результате подписывается документ о границах между ними, и происходит демаркация этих границ. И этот документ, который после посылается в ООН, свидетельствует о юридических границах между государствами, которые закрепляют свои законные территории и границы. И только после этого имеет смысл говорить о признанных территориях государства де-юре и о его территориальной целостности. Именно об этом и говорит президент Казахстана Н. Назарбаев, приводя пример Казахстана, и указывая на упущения Украины в этом вопросе (см. видео).
Этого также требовало законодательство СССР, согласно которому выходящая из Советского Союза республика, должна была согласовать статус автономий с учетом результатов их волеизъявления на референдуме, который тогдашнее руководство Азербайджана не провело. Эти автономии имели право не выходить вместе с республикой и не быть в ее составе, а также согласовать с СССР и с соседними республиками статус территорий, не принадлежавших выходящей республике на момент ее вступления в состав СССР и территорий, на которых компактно проживают национальные группы (см. рис.).
30 августа и 18 октября 1991 году Азербайджан, объявив Россию оккупантом, провозгласил себя преемницей существовавшей с 28 мая 1918 года по 28 апреля 1920 года Азербайджанской Демократической Республики. Об этом свидетельствует документ Лиги Наций 1920 года. Лига Наций, в отличие от ООН, имела функцию признания, и она отказала в членстве Азербайджану по причине отсутствия четко определенных границ (см рис).
2 сентября 1991 года на совместной сессии Нагорно-Карабахского областного и Шаумяновского районного Советов народных депутатов, в соответствии с Конституцией и законодательством СССР и международными нормами, на территории Нагорно-Карабахской автономной области и сопредельного Шаумяновского района Армянской ССР была провозглашена Нагорно-Карабахская Республика.
27-го ноября в Степанакерте прошла сессия Совета народных депутатов Нагорно-Карабахской Республики, на которой была утверждена дата проведения референдума по вопросу о статусе Нагорного Карабаха. 10-го декабря 1991г, в присутствии международных наблюдателей, был проведен референдум о независимости Нагорно-Карабахской Республики, во время которой 99,89%, т.е. 108 615 человек, проголосовали за независимый статус Нагорно-Карабахской Республики.
Отметим также, что руководство Азербайджана приняло конституционный акт о государственной независимости 18 октября 1991 года без проведения референдума, что являлось не только нарушением законодательства и конституции СССР, но так же и международных норм.
Рис 2: АДля увеличения нажмите на картинку
В-четвертых, если под термином «весь мир» азербайджанская сторона подразумевает позицию обычных граждан различных стран нашей более чем семимиллиардной планеты, то придется снова их разочаровать, поскольку позиция отдельных людей может быть очень разной. Многие вовсе не знают о конфликте и не имеют какой-либо позиции. К примеру, позиция граждан РФ, согласно исследованию российской негосударственной исследовательской организации “Левада-центр”, следующая : 40% граждан РФ затрудняются ответить на вопрос: «Должен ли быть Нагорный Карабах в составе Азербайджана, Армении или независимым государством?» 5% считают, что он должен быть в составе Азербайджана, 11% — в составе Армении, а 44% — независимым.
Таким образом, всего 5% населения РФ считают, что он должен быть частью Азербайджана, а 55 % считают, что он должен быть де юре либо частью Армении, либо независимым.
В итоге, НКР является де-факто независимым государством, а его юридический статус должен решиться в результате мирных переговоров при посредничестве Минской группы ОБСЕ, и каким будет это результат, таким и будет считаться официальное мнение «мирового сообщества». Более того, возникают вопросы о юридическом статусе территорий Северного Карабаха (Гардманка) и Нахичевани, которые, также как и Нагорный Карабах, являлись спорными территориями в начале 20 века.
Котанджян Тигран