Накануне Нового года и календарной даты, отмечаемой в соседнем гособразовании как «День солидарности азербайджанцев мира», его президент Ильхам Алиев традиционно выступает с обращением к своему электорату. Обычно, выглядит это в духе пошлого пип-шоу. Не стало исключением и 31 декабря 2016 года.
Однако на этот раз в стандартную речь алиевского бенефиса был внесен ряд существенных изменений. К примеру, из нее была изъята из года в год звучавшая и давно набившая оскомину фраза: «Наступит день, когда флаг Азербайджана будет развеваться в Ханкенди и Шуше».
И в самом деле, всем давно понятно, что данная половая тряпка если и может появиться в Шуши и Степанакерте, то только в виде цветастых половичков у порогов арцахских жилищ, как это массово наблюдалось в годы войны 1992-1994 годов.
И потому нынешняя речь Алиева, в отличие от предыдущих лет, на этот раз в основном была посвящена экономических «успехам» султаната. Беру слово «успехам» в кавычки, потому что прошедший год был для азербайджанской экономики поистине фатальным. Падение цен на нефть, девальвация национальной валюты, резкое обнищание итак не богатого населения, неоднократные признания султаната в собственной неплатежеспособности и прочие казусы никак не позволяют относиться к алиевским экономическим дифирамбам серьезно.
Разумеется, перечисления этих горьких реалий в алиевской речи не было. Вместо этого Алиев рассказал ошеломленным слушателям об «экономической стабильности» руководимого им султаната, «прекрасных горизонтах», «перспективах дальнейшего развития» и даже экономическом росте. Хотя все же вынужден был признать, что минувший год стал для экономики возглавляемого им гособразования одним из самых тяжелых из-за резкого сокращения доходов от продажи нефти.
Нашлось в речи Алиева и место «перевыполнению всех социальных программ», «увеличению денежных доходов населения», «мультикультурализму». И, конечно же, референдуму о продлении собственных полномочий, снятию возрастных ограничений для кандидатов в президенты, понижению минимального порога для избрания депутатом до 18 лет и введению должностей вице-президента и первого вице-президента, что большинством специалистов по региону было справедливо расценено в качестве подготовки к престолонаследию Гейдара-младшего. Референдум, по словам Алиева, был проведен «свободно и прозрачно», а международные наблюдатели никаких нарушений в его ходе не зафиксировали.
Конечно, совсем не затронуть карабахскую тему Алиев не мог. И здесь, на фоне провальной апрельской агрессии и полного разгрома армянскими военными элитных азербайджанских подразделений, султану пришлось изрядно лгать. Благо делать это Алиев любит и умеет.
«В апреле наша армия нанесла сокрушительные удары по врагу и освободила часть оккупированных земель», — не моргнув глазом заявил луноносый. А дальше, что называется, «Остапа понесло»: «От оккупантов были освобождены тысячи гектаров земель в Агдеринском, Физулинском, Джебраильском районах. В настоящее время азербайджанская армия полностью контролирует десятки тысяч гектаров земель».
Если оставить в стороне очевидные проблемы Алиева с элементарной арифметикой (ноль человек из «миллиона беженцев», вернувшихся на «освобожденные тысячи гектаров», красноречивее всего говорит об алиевской лжи — Пандухт) и сосредоточиться на многочисленных фактах преступно-криминальной деятельности алиевского режима, как то: расправы с политическими оппонентами, устранение политических активистов и лидеров из числа коренных народов региона, продолжение насаждения в гособразовании массового антиармянского психоза, приведшего к практически поголовному зомбированию населения, то главный вывод года останется неизменным: при полном отсутствии системной оппозиции и гражданского общества в Азербайджане Алиев лично и все его «святое» семейство могут продолжать грабить свой электорат совершенно открыто и без всякого стеснения.
Но, раз уж алиевское пип-шоу дает повод, перечислим и другие черты, ярко характеризующие государственного преступника Ильхама Алиева.
Карикатурный, не в меру болтливый «верховный главнокомандующий», осмеливающийся угрожать войной двум армянским государствам, тогда как сам не только никогда не держал в руках оружия, но все годы войны, являясь потомственным трусом и дезертиром, просиживал задницу в стамбульских и московских казино.
Неутомимый лжец, не краснея перевирающий историю региона. Ложь уже давно стала постоянной и неразлучной спутницей Алиева, и всегда присутствует в любом из его выступлений.
Плаксивый кляузник, умудряющийся одновременно угрожать войной и жаловаться на «оккупацию» и несправедливость мироздания. Недаром американские дипломаты заслуженно окрестили Алиева «намыленным лидером», имея в виду его не вполне стандартные способы завоевания доверия у ведущшей мировой державы.
Еще более точную характеристику каспийскому султану дала британский парламентарий Элен Гудман, назвавшая Алиева «улыбающимся крокодилом». По-моему, точнее и не скажешь.
Однако, несмотря на все свои отвратительные человеческие качества, что касается избранной Алиевым тактики постоянного нагнетания напряженности на границах с армянскими государствами, при пристальном рассмотрении нетрудно сделать вывод, что у Алиева просто нет иных вариантов для маневра. На полноценную войну с армянами азербайджанская военщина, несмотря на все гигантские финансовые вливания предыдущих «сытных» лет, оказалась элементарно не способна. Что в очередной раз подтвердила провальная агрессия в апреле. Совсем же отказаться от демонстрации «воинственности» Алиев также не может, поскольку, на фоне усиливающихся проблем в экономике и роста внутренней напряженности, «улыбающийся крокодил» может оказаться запросто сожранным собственным электоратом. Вот и получается, что единственным способом оттянуть неминуемую развязку остаются, на первый взгляд алогичные, перманентные провокации на границе.
В любом случае, дальнейшая судьба «улыбающегося крокодила» лично мне отнюдь не видится в розовом свете. Еще ни одного диктатора в мире не спасли ни баснословное состояние, ни средства, украденные у своего народа и переведенные в оффшоры и западные банки, ни громкие призывы к консолидации перед внешним врагом. К тому же Алиеву вряд ли стоит рассчитывать на поддержку армии и силовых структур, авторитетом для которых потомственный дезертир-коррупционер никогда не являлся. Еще более наивно рассчитывать на поддержку соплеменников, которых алиевский клан беззастенчиво грабил многие десятилетия. Рано или поздно Алиева, как и предшествовавших ему подобных диктаторов, мог бы ждать суд. Суд народа и суд Истории. Но поскольку в данном случае речь идет об Азербайджане, никакого суда диктатору не светит. Поющие ему сегодня дифирамбы соплеменники завтра с превеликим удовольствием устроят «улыбающемуся крокодилу» и его изнеженному семейству суд Линча. Только, в соответствии с садистским менталитетом завкавказского турка, не с помощью веревки, а посредством так любимых и почитаемых в Азербайджане топора и сексуального насилия. И после этого представляется совсем не трудным предсказать последующую судьбу понаставленных сыновней рукой многочисленных статуй во славу «общенационального» папаши.
Так что дальнейшей судьбе «улыбающегося крокодила» действительно не позавидуешь.
Что же касается судьбы государственного образования, которое он доселе возглавляет, будем честны: пока Алиеву везет, что армянское верховное командование лишь отвечает на его вызовы, не ставя перед собой ни наступательных, ни упреждающих задач. Но прошлогодние события в Армении, а также отмобилизованность и самоорганизация армянского народа, проявленные в дни апрельской агрессии врага, воочию показали, что все может в одночасье измениться.
Если лопнет терпение у армянского народа и он возьмется за дело, как это произошло на изломе советской эпохи, «улыбающемуся крокодилу» придется забыть о «покладистости» армянских властей. Такое уже случалось в истории — с предшественниками его отца. В этом случае неизбежный бесславный крах уродливого гособразования с украденным у Ирана названием можно будет предсказать практически со стопроцентной вероятностью.