Последнее выступление первого президента Армении, руководителя Армянского Национального Конгресса Левона Тер-Петросяна дало старт интересной общественной дискуссии. Правда, обсуждения в основном проходят в социальных сетях, вследствие чего страдает качество и содержание дискуссии, тем не менее надо признать, что для подобного дискурса в нашей стране практически не осталось соответствующих политических площадок. Это очень плохо, но имеем то, что имеем.
Поэтому постараюсь обратиться к основным тезисам выступления Тер-Петросяна в рамках данной статьи, с надеждой на то, что заинтересованные этой темой люди так получат более хорошую возможность понять мои мысли.
Сразу же хочу отметить, что не разделяю мнение Л. Тер-Петросяна о том, что в основе всех бед двух армянских государств лежит неурегулированность арцахского конфликта. Сам он в начале своего выступления говорит о коррупции, отмечая, что это лишь видимая часть айсберга. Но потом, непонятно почему, даже это пагубное явление связывает с враждой Армении с Турцией и Азербайджаном, уверяя, что если нам удастся урегулировать отношения с этими двумя республиками, то Армения преодолеет все остальные трудности и вступит в период развития. Хотя, было бы более логичным, если бы лидер АНК в основе того же айсберга положил все те отрицательные явления, которые до сих пор препятствуют нормальному развитию нашей страны и общества. То есть, надо было говорить не об удовлетворении вражеских требований, а о решении собственных внутренних проблем. Согласитесь, второй подход был бы более реалистичен и менее опасен. Но у Тер-Петросяна есть собственное мнение, и оно уже озвучено.
Поэтому, необходимо остановиться не на отдельно взятых тезисах выступления первого президента, а на его общих подходах. Или как сказал сам Тер-Петросян - политической философии. Но давайте начнем с самого начала.
Во время съезда АНК Левон Тер-Петросян заявил, что причиной всех неудач армянской действительности является заложенная в 1998 году в основу нашей государственности политическая философия. “Другими словами, стратегия сохранения статуса-кво и развития еще на сто лет при условиях блокады.” Согласно первому президенту, именно эта философия стала причиной появления идеи “Нация-Армия”, которая по его мнению разрушительна для Армении. Тер-Петросян уверен, что наша страна не “имеет тех угрожающих ее существованию внешних опасностей, которые более чем 40 лет угрожали Израилю.” Следовательно, согласно его теории, в случае Израиля идея “Нации-Армии” оправдана, а в случае Армении - нет. Израиль может существовать и развиваться при наличии долгосрочного конфликта, а “от Армении и Карабаха ничего не останется...”
Подобный еврейский подход об исключительности Израиля является одним из тех факторов, который на протяжении многих лет препятствовал признанию со стороны этого государства Геноцида армян 1915 года. Конечно, сложно сказать чем продиктована такая уверенность первого президента нашей страны в том, что евреи имеют более серьезные причины защищать свою государственность нежели армяне, но фактом остается то, что теория Тер-Петросяна о том, будто Армения лишена угрожающих ее существованию внешних угроз, мягко говоря, не выдерживает никакой критики. Даже если в основе наших военных успехов в Арцахе он, в числе других факторов, видит также провальную антиармянскую политику Турции, все равно, это не меняет ту реальность, что Турция всячески пыталась и пытается навредить армянской государственности и народу. Один тот факт, что Республика Армения занимает лишь 1/10-ю часть Великой Армении, является наиболее наглядным доказательством вышесказанного. В качестве второго доказательства стремления Анкары и Баку окончательно разрушить армянскую государственность стоит упомянуть то обстоятельство, что после последней аннексии все той же Турцией армянских земель не прошло и века. Примеров враждебной политики Турции и Азербайджана по отношению к Армении куча. Но это уже тот случай, когда знающий знает, а незнающий и не пытается узнать. Во всяком случае, для меня в данном вопросе все однозначно. Благо, Ильхам Алиев и не пытаетстя скрыть доходящие до Еревана границы азербайджанских требований.
Поэтому нельзя согласиться, что существованию Армении извне ничто не угрожает. Угрозы есть и они слишком очевидны. Равно как и есть большая необходимость бороться против внешних вызовов и нейтрализовать их возможные последствия. И единственное решение этой ситуации является не мир любой ценой с Турцией и Азербайджаном, а ограничение аппетита проводящих против нас агрессивную политику республик.
Вся проблема заключается в том, что упомянутая Тер-Петросяном “политическая философия” в основу нашей государственности была заложена не в далеком 1998-ом, а совершенно недавно. 12 февраля сего года президент Серж Саргсян заявил, что на данный момент не видит никакой возможности какого-либо прогресса в вопросе отношений с Турцией. “Мы в этих условиях живем уже 25 лет. К этим условиям мы уже адаптировались и приспособились. Мы не связываем и не будем связывать возможности нашего прогресса с решением этих проблем. Мы должны смириться с той мыслью, что восточнее Мартакерта и Матруни и западнее Гюмри и Армавира у нас нет каких-либо настоящих партнеров. Мы до сих пор жили без них, более или менее обеспечивая темпы развития. Давайте считать, что там бездонное и непроходимое болото”, - заявил Серж Саргсян.
Это очень важное обстоятельство. Если нам действительно приходится говорить о потерянных годах, то это вовсе не 18 лет, как говорит Тер-Петросян, а целых 25. Армянской политической мысли понадобилось два с половиной десятилетия, чтобы понять, что ни Азербайджан, не Турция никогда не мечтали о мирном сосуществовании с армянами. А после того как мы поняли это, Азербайджан в очередной раз доказал, что прошедшии 25 лет ему были нужны для подготовки не к миру, а к войне.
Так сколько же времени понадобится для нейтрализации азербайджанской угрозы? Ответ на этот вопрос зависит от нашей дальнейшей деятельности. Внесенная в оборот со стороны министра обороны Армении идея “Нации-Армии” ни что иное, кроме как простая формулировка той реальности, которая существует среди нашего народа уже давно. Необходимость иметь такое общество в Армении созрело само собой. Просто нашелся умный и дальновидный государственный деятель, который дал форму содержанию и поставил все это дело на службу безопасности армянского народа и армянских государств. Но в данном случае очень важно также осознание того факта, что идея Нации-Армии не может быть самоцелью. Она всего лишь средство. А цель - это сильная и безопасная Армения. Настолько сильная, чтобы она смогла защитить не только Арцах в ее нынешних границах, но и освободить Шаумян, Гандзак и все правобережье реки Кура. Именно так можно будет окончательно нейтрализовать исходящую от Азербайджана угрозу. Вот та цель, которую должен преследовать наш народ.
А сдаться, как говорил восьмой чемпион мира по шахматам Михаил Таль, никогда не поздно. Вот только пусть об этом думают Тер-Петросян и его сторонники. Мы же займемся более важными делами.