Сантьяграха – тактика ненасильственной борьбы в форме несотрудничества и неповиновения, разработанная М.К. Ганди, как ни странно стала одной из существенных форм политического участия в Армении.
Говоря об этом виде политической активности, ориентированной на гражданское неповиновение властям и утверждения моральных стандартов взаимной терпимости в решении конфликтных ситуаций, следует отметить, что данный вид борьбы пока не столь понятен для армянского несформированного гражданского общества, что делает его более чем неясным и не доступным для понимания простого гражданина, да и власти в целом.
В первую очередь, всем должно быть ясно, что действия новоиспеченного политического лидера Раффи Ованнисяна, представляют собой именно копию Гандизма, как такового, которые на данном этапе можно без преувеличения назвать – Раффизмом.
Что из себя представляет политика Раффизма для Армении и может ли она быть применима в нашей в реальности? Для ответа на данный вопрос, следует рассмотреть тактику, которой руководствуется сам Раффи Ованнисян.
На прошедших президентских выборах Раффи Ованнисян набрал 36,75% голосов избирателей, в то время как действующий президент Серж Саргсян получил 58,64%, тем самым, обеспечив себе перевес почти в 22% голосов, что представляет собой существенным отрывом от оппонента. И, как ни странно, на этом фоне заявление Раффи Ованнисяна о том, что он выиграл президентскую гонку, более чем абсурдно. Плюс к этому, Раффи Ованнисян призвал своих избирателей бойкотировать выборы не вполне традиционным образом, что привело как его сторонников, так и противников впросак, каким образом можно достичь своих целей, не идя на конфронтацию с властью, но, в то же время, не имея четкой политической стратегии, требовать, чтобы власть была передана ненасильственным образом. Данный подход не имеет аналогов в политических технологиях и единственным объяснением этого, может быть лишь простой призыв к ненасильственной борьбе, именно к борьбе, как утверждал М.К. Ганди, а не к движению, к чему призывает Раффи Ованнисян, в этом существенная разница между Гандизмом и Раффизмом. Готов ли армянский социум к пассивному движению и созерцанию до тех пор, пока власть не согласится на его условия, то есть к передачи власти ненасильственными методами, да и какие властьдержащие так легко откажутся от нее? Все это столь абсурдно, что невольно возникает мысль, а не стал ли сам Раффи Ованнисян заложником своих действий? Всем ясно, что отсутствие на политической арене Армении реальных оппозиционных лидеров, привело к тому, что процент недовольных собрался именно вокруг него, и всем также ясно, что долго продолжать политику Раффизма в том же духе несущественно и непродуктивно, особенно для простого люда, который думает о хлебе насущном.
На этом фоне, несложно будет определить, что течение Раффизма в скором времени пойдет на спад, и люди поймут, что для Раффизма еще не настали времена и тактика ненасильственной борьбы в форме несотрудничества и неповиновения, разработанная М.К. Ганди и недопонятая Раффи Ованнисяном может иметь успех лишь в том случае, когда ведется борьба не на жизнь с привкусом сотрудничества с властью, а на смерть ради жизни и веры в завтрашний день.