В арабских и ряде турецких СМИ воцарилось нечто вроде паники. Причина – в сообщениях общеарабского телеканала «Al Arabiya» со ссылкой на иранское агентство «Fars», по слухам, близкое к командованию КСИР Ирана, согласно которым, военный советник Верховного лидера аятоллы Сейеда Али Хаменеи, экс-командующий КСИР генерал-майор Яхия Рахим Сэфэви на днях объявил: «Мир движется к созданию глобального исламского правительства со своей осью в Иране». По словам военного советника иранского лидера, молодые люди в Йемене, Ираке, Сирии и других странах последуют примеру своих сверстников в Иране, чтобы создать вооружённые формирования и политические партии, близкие правительству в Тегеране.
Разумеется, это не первый случай, когда из Тегерана предвещают грядущую «перезагрузку» мусульманского мира и, соответственно, пересмотр всех ныне существующих реалий. Ещё в течение 2015 г. многие эксперты отмечали, что, в сущности, одной из ниш, в которых развивалось и усиливается соперничество США и Ирана, является именно мусульманский мир, и приз в этой борьбе – неограниченное влияние на исламские государства. Противостояние Ирана и США в мусульманском мире - это не только Ливан, Сирия, Палестина, Ирак, Йемен, Бахрейн и так далее, где есть существенные шиитские общины и где уже давно прочерчены линии конфронтации с теми режимами, которые обслуживают интересы США и их союзников. В конце концов, шиитские (или близкие к шиитам) очаги разбросаны по всему миру, в том числе в Афганистане и Пакистане, на Балканах. Учитывая же, что мир всё-таки глобализируется, можно ожидать роста численности шиитской умы практически повсеместно на планете. Попытки Запада раздробить Иран и его общество с помощью этнического фактора, что и говорить, проваливались в результате жёсткого подавления Тегераном, в основном, тюркских националистов в Северном Иране (а в конце 70-х гг. XX века – и в Хорасане), сочетавшегося с умелым созданием атмосферы нетерпимости по отношению к предателям. Нейтрализовываются этно-националисты и благодаря умелой пропаганде общемусульманского единства.
Впрочем, в руках США по-прежнему остаётся шанс задействовать курдский фактор против Ирана, хотя и в этом деле, видимо, надежды Вашингтона провальные – оказалось, что у курдов очень даже неплохо с исторической генной и этнической памятью. И они в большей степени помнят о невзгодах со стороны турок и арабов, чем о том, что «Иран против курдов». В районе 2007-09 гг. даже поступали (непроверенные) сведения о том, что иранским религиозным кругам удалось убедить ряд курдских племён в том, что суннитское духовенство, в первую очередь, базирующееся на Аравийском полуострове, действует в сговоре с США и Израилем, по сути, предавая интересы сотен миллионов единоверцев, не говоря уже о предательстве по отношению к Палестине и вопросу об «освобождении Иерусалима». Однако недавняя инкорпорация Курдской рабочей партии (PKK), признанной террористической организацией не только в Турции, но и в США, в боевые порядки шиитского ополчения «Хашид аш-Шааби» в Ираке [которым, по сути, командуют иранские военные советники – прим.] и то, что курды PKK «зачистили» иракский городок Башика не только от исламистов, но и от турецких военных, имевших в Башике свой опорный штаб, доказывает, что Иран на самом деле успешно нейтрализует «курдскую карту» в руках своих противников.
Военно-политическую кампанию против марионеточных стран в исламском мире Иран, конечно, начал в 2014 г. в Ираке, Сирии и Йемене. А вот конкретно готовить «революцию» среди мусульман в плане переориентирования мировой уммы с суннитских режимов Саудовской Аравии и Турции Тегеран начал с 2015 г. Напомним, что именно осенью прошлого года Иран, пожалуй, впервые очертил в общих чертах, что он имеет в виду. Тогда советник президента Ирана и бывший министр разведки Али Юнеси публично высказал предположение, что трагедии во время хаджа в Саудовской Аравии могли быть подготовлены израильской спецслужбой «Моссад», и это произошло при попустительстве саудитов. Этим заявлением вопросу было дано совершенно иное (в условиях мусульманского мира) звучание. Напомним, что в долине Мина в Мекке в результате непонятно как созданной давки, погибли сотни паломников, в том числе и десятки иранских паломников. Более того, «пропал» ряд бывших и действующих дипломатов Ирана, также принимавших участие в хадже. А вице-спикер Мажлеса (парламента) Сейед Мохаммад Хоссейн Абу Тораби-Фард подчеркнул, что трагический инцидент в долине Мина станет «началом перемен в мусульманском мире». В развитие идеи 12 октября 2015 г. Генеральный секретарь Всемирного форума по сближению исламских мазхабов аятолла Мохсен Араки призвал мусульманских учёных создать союз исламских стран. То есть – попытка пересмотреть аморфные «лидирующие позиции» в мусульманском мире арабов Аравийского полуострова и Турции, которых Иран давно обвиняет в служении интересам США и Израиля. И в тот же день представитель Верхового лидера Ирана по делам хаджа и паломничества Али Асгар Кази призвал к… реформированию управления ежегодным хаджем в Саудовской Аравии, так как саудиты «не способны управлять хаджем в связи с отсутствием эффективной организации и применения устаревших методов». Итак, Тегеран на самом деле готовит почву для переворота или, если хотите, реальной революции в мусульманском мире. Наконец, 13 октября 2015 г. сам аятолла Хаменеи публично заявил – Запад продолжает вести против Ирана «мягкую войну», и в этом плане трагедия в долине Мина – одно из звеньев общей цепи «мягкой войны» против Тегерана.
Уже тогда по горячим следам высказывалась точка зрения, что если Иран реально «отнимет» управление хаджем у Саудовской Аравии, то ещё одна марионетка США утратит былое влияние на исламский мир. 10 ноября 2015 г. один из высших офицеров КСИР бригадный генерал Хоссейн Салями заявил: «Политика США, Европы, Турции и Саудовской Аравии была похоронена в Сирии». Он напомнил, что Европа и США стоят за большинством трагических инцидентов в мусульманских странах на протяжении всей истории. Они помогали диктаторам править над мусульманскими народами, и они также ввели израильский режим в регион. Наконец, Салями обвинил Саудовскую Аравию в «предательстве мусульман» и т.д. И вот – заявление от 2016 г. уже и генерал-майора Сэфэви. Из всех вышеприведённых цитат и высказываний, конечно, вполне очевидно, почему суннитские режимы арабских стран вновь обеспокоились, однако, как может показаться, совсем незаметно, с чего обеспокоились в Турции. Но чтобы понять это, следует вспомнить «мессиджное» заявление всё того же генерал-майора Сэфэви от 28 апреля текущего года, когда он, реагируя на тайные и явные шаги Турции в Закавказье и Сирии, заявил в ходе конференции, посвящённой региональным развитиям: «Политические, экономические, а также связанные с безопасностью отношения Ирана с политической системой Турции должны быть пересмотрены. Также необходимо провести определённое урегулирование, поскольку Анкара как союзник США, Израиля, а также некоторых арабских стран, действует в соответствии с их политикой». Совершенно логично считать, что публично озвученные генерал-майором Сэфэви обвинения Турции в союзничестве с США и Израилем абсолютно идентичны более конкретному обвинению бригадного генерала Салями от 10 ноября 2015 г. в адрес Саудовской Аравии в «предательстве мусульман». К тому же все и в Иране, и вообще на Ближнем Востоке знают на 100% - если публично говорит генерал-майор Сэфэви, то это означает, что на уровне аятоллы Али Хаменеи соответствующее решение принято и «спущено» к реализации. Кстати, ещё о заявлении Сэфэви от 28 апреля: одно из доказательств его реального воздействия выявилось почти тут же – турецкий президент Реджеп Тайип Эрдоган отправил в отставку «отца нео-османизма», премьер-министра Ахмета Давудоглу, и на Западе по этому поводу писали, что в Анкаре удалили «человека США». А вот вторым доказательством, на наш взгляд, стала именно инкорпорация пешмерга курдской PKK в шиитское ополчение «Хашид аш-Шааби», то есть, опосредованно, их переход под командование иранских военных советников в Ираке.
Исследованные факты и события заставляют и в декабре 2016 г. внимательно прислушаться к мнению генерал-майора Сэфэви. К тому же он предрёк скорое «удаление» США, которое произойдёт на «политическом и военном уровнях», правда, не пояснив, имеет ли он в виду сугубо Ближний Восток, или в Тегеране уверены, что «отход» США будет, допустим, иметь место и из Афганистана, Средней Азии, Закавказья и т.д. И если ориентироваться на некоторые высказывания избранного президента США Дональда Трампа, то, вполне вероятно, генерал-майор Сэфэви ни в чём ничего не преувеличил. И по этой причине призрак «глобального исламского правительства со своей осью в Иране», конечно же, должен страшить не только суннитские арабские режимы, но и Турцию. Тем более что у турок из-за военной операции курдов из PKK «под опёкой» шиитского ополчения в Башике, видимо, ощущение грядущей глобальной катастрофы даже сильней, чем у саудитов или, допустим, Катара.
Естественно, что логичной выглядит версия о том, что именно США своим решением продлить на 10 лет (!..) санкции против Ирана фактически вынудили Тегеран вернуться к своей угрозе «переделать» исламский мир. С 28 ноября между Ираном и США идёт откровенная информационно-пропагандистская перепалка. Американцы обвиняют Иран в «атаке на американский вертолёт» в Ормузском проливе. ВМС КСИР Ирана в своём заявлении подчеркнули, что США приступили к «агитационной кампании в погоне за неоднозначными целями» и что Ормузский пролив открыт для международных навигаций 24 часов в рамках международного морского права, но «присутствие американских сил в Персидском заливе является ненужным». КСИР заявил, что присутствие американских войск в регионе не имеет никакого оправдания, и такое поведение сил США в Персидском заливе является непрофессиональным: «Силы КСИР ВМС хорошо оборудованы и находятся в полной боевой готовности тщательно патрули́руют в Персидском заливе, а также Ормузский пролив для поддержания устойчивой безопасности в этом чувствительном и стратегически важном регионе. Нет никаких оснований для присутствия сил США в Персидском заливе». Как видим, прямейшая связь с заявлениями генерал-майора Сэфэви налицо.
Таким образом, заметно, что ужесточение риторики официального Тегерана – это именно ответ на последние решения «уходящей» администрации США по «санкциям» против Ирана. И нагнетание продолжается – так, официальный представитель МИД Ирана Бахрам Касеми 2 декабря заявил, что недавно принятый в США в одностороннем порядке акт о продлении санкций против Ирана идёт вразрез с ядерной сделкой Ирана с мировыми державами, противоречит духу ядерной сделки, известной как Совместный Всеобъемлющий план действий (СВПД, или «Венский документ»), а также обязательству США не вмешиваться во внутренние и международные дела других стран в рамках международного права. Вся ответственность за последствия ложится исключительно на Вашингтон, подчеркнул Касеми. Ещё жёстче выступил в тот же день секретарь Совета по целесообразности Ирана, экс-кандидат в президенты и также экс-командующий КСИР бригадный генерал Мохсен Резайи на своей официальной странице в «Instagram»: «Санкции не будут направлены только против Ирана; скорее всего, они будут издеваться над ЕС, Китаем и Россией. Они также будут закрывать глаза на Совет Безопасности ООН. Таким образом, мы со свободными руками можем принять меры против США; и наше действие будет на сей раз более фундаментальным и сильным, оно потрясёт США».
Наконец, член администрации Мажлеса Ирана Акбар Ранджбарзода сказал, что одобрение в Сенате США законопроекта, который продлевает «Акт о санкциях против Ирана» на следующие 10 лет, является нарушением СВПД и международного права, и теперь Мажлес «одобрит сверхсрочный план по возобновлению ядерной активности». Он сообщил агентству IRNA, что план, имеющий «тройную срочность» о возобновлении ядерной деятельности, был составлен в чрезвычайных условиях, с целью противостоять именно отказу США от своих обязательств по СВПД. По его словам, план состоит из одной статьи и пяти примечаний в соответствии с планами, имеющими «двойную» и «тройную срочность» для борьбы с решением Сената США. Он добавил, что характер планов «двойной» и «тройной срочности» будет решаться иранскими законодателями в формате строжайшей секретности и исходя из требований конкретных ситуации и времени. Ранджбарзода отметил, что планы «двойной срочности» будут завершены в течение 72 часов и превратятся в закон. Он отметил, что по решению руководства страны, план «двойной срочности» был доведён до сведения держав Запада и других постоянных членов Совета безопасности ООН. «Мы пойдём своим путём, чтобы не терять времени, и приступим к действию. Президент США взял курс на конфронтацию, мы также примем наши собственные шаги, и план «тройной срочности» является более подходящим, чем план «двойной срочности», чтобы ещё быстрее противостоять американцам. Сейчас они вторглись в область наших ядерных исследований и отняли значительную часть того, что мы уже получили, они хотят лишить нас всех наших ядерных достижений». Ранджбарзаде подытожил: «США, их Конгресс действовали в нарушение международных правил, и бросили вызов всем, а не только Ирану. Мы обусловим план по быстрому началу своих действий и примем всеобъемлющие и полные меры в связи с возобновлением ядерной деятельности. Мы постоянно, круглые сутки сообщали миру о том, что США были инициатором незаконного акта, и потому у нас нет иного выбора, кроме как дать адекватный ответ и усиленная оборона».
Заявления и оценки вышеперечисленных иранских должностных лиц, как, впрочем, и заявление генерал-майора Сэфэви, однозначно говорят о том, что Тегеран всё прекрасно знал заранее и просчитывал свои возможные необходимые контршаги – в сущности, сразу же после подписания в Вене СВПД. И никогда не обольщался насчёт планов и претензий США – то есть, не ограничиваться только лишь контролем над ядерной сферой Ирана и попытаться «переформатировать» и поставить под контроль весь Иран, его внешнюю политику, оборонную сферу и т.д. Вопрос в том, что, как известно, Трамп вообще обещал разорвать «Венский документ», и в этом случае Тегеран, будут ли то меры «двойной» или «тройной срочности», обязательно нанесёт удары по тем «укреплённым плацдармам» США в регионе, которые, с точки зрения Ирана, являются «слабыми звеньями» Америки. Безусловно, что с учётом всей логики развития ситуации на Ближнем Востоке, это – в первую очередь Турция, Саудовская Аравия, мелкие арабские эмираты Персидского залива. Так что – равнение на пророчества генерал-майора Сэфэви, выражающие смысл принятых решений высшего руководства Ирана, а также фиксирующие начало реализации этих решений.