В чем уникальность войны? Она всегда настоящая, в отличие от, скажем, политической игры, в которой широко используется маска. А война всегда реальна. «Заказных» или мнимых войн не бывает, что, собственно говоря подтвердила апрельская война. Действительные политики это знают и всегда неохотно идут на применение данного метода решения политических проблем, так как даже в теории невозможно предсказать, чем все может закончиться.
«Сунь-цзы сказал: война - это великое дело для государства, это почва жизни и смерти, это путь существования и гибели. То есть политик, принимающий решение на войну, должен задуматься и произнести про себя – «великое дело», «жизнь/смерть», «существование/гибель» - прежде чем начинать. Просчитать и взвесить ситуацию, чтобы уменьшить неизбежный «туман войны».
Проблема в том, что природа войны и человека остаются неизменны и вслед за Фукидидом можно повторить, что вечной и справедливой остается триада мотивов, инициирующих войны: «страх, гордость и выгода».
То есть сказанное выше касается прагматичной, разумной части мотивов инициирования войны. Две другие – страх и гордость - иррациональны и относятся к психологии, эмоциональной составляющей принятия решений, о чем надо помнить.
Я, скажем, упустил из виду данное обстоятельство в своих внутренних оценках возможности войны в 2016 году. Она представлялась неразумной, и, следовательно, крайне маловероятной. Я упустил из виду пси-фактор в поведении противной стороны, не учел возможность розыгрыша Алиева. Причем не только внешними акторами, но собственным эго.
Война, будучи реальной и настоящей, к тому же может быть и иррациональной, инициированной не расчетом, но другими - неразумными факторами. Надо об этом помнить.