Удар по армии Эрдогана под Эль-Бабом могла санкционировать Москва
Россия может снова поссориться с Турцией. На этот раз — из-за Сирии. В ночь на 24 ноября в окрестностях города Эль-Баб сирийская правительственная авиация нанесла удар по находящемуся там турецкому отряду. В результате погибли трое и были ранены десять турецких солдат. Что принципиально — Анкара напрямую обвинила правительственные силы Сирии в гибели своих военнослужащих. Это может иметь самые серьезные последствия.
Напомним: операцию «Щит Евфрата» в северных районах Сирии Анкара начала три месяца назад. Первым делом турецкая армия взяла пограничный город Джераблус. Сейчас турки продолжают наступать в юго-западном направлении. Как заявил президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган, Анкара намерена зачистить от боевиков «Исламского государства"* территорию размером 5 тысяч квадратных километров, и создать на ней «зону безопасности» для размещения беженцев. В эту зону турки планируют включить и город Эль-Баб, который контролируют боевики ИГ, и на который наступают — при поддержке турецких ВВС и бронетехники — формирования оппозиционной «Свободной сирийской армии».
Всего в ходе операции «Щит Евфрата», по официальным данным, погибли 15 турецких военнослужащих. В основном, они пали в столкновениях с боевиками «Исламского государства», и только один убит в бою с отрядом сирийских курдов. Но теперь — впервые! — турки официально столкнулись с войсками сирийского президента Башара Асада. В результате сценарий конфликта между Анкарой и Дамаском становится вполне реальным.
Если Эрдоган решит, что удар по турецким войскам — не ошибка и не случайный инцидент, он может воспринять это как вызов себе лично. И тогда Турция попытается ответить Сирии. России в этом случае будет трудно остаться в стороне, поскольку именно российские зенитно-ракетные системы С-300 и С-400, размещенные в Сирии, контролируют тамошнее небо. А значит, способы сбить любой самолет, атакующий позиции сирийских правительственных войск.
Обращает на себя внимание еще одно обстоятельство. Сообщение об ударах турков сирийской авиацией поступило 24 ноября — в годовщину уничтожения в небе над Сирией российского Су-24 и гибели его пилота Олега Пешкова. Это наводит на мысль, что могла иметь место сознательная провокация, цель которой — втянуть Москву и Анкару в новый конфликт.
Что на деле происходит в Сирии, как будут развиваться события в треугольнике Анкара-Дамаск-Москва?
— Турецкие СМИ пишут, что военный альянс Анкары и Москвы теперь не состоится, — отмечает директор Исследовательского центра «Ближний Восток-Кавказ» Международного института новейших государств Станислав Тарасов. — Что якобы РФ и Турция негласно вступили в коалицию в начале ноября, в ходе визита в Москву начальника Генерального штаба ВС Турции Хулуси Акара. На деле, эта версия представляется сомнительной. Если бы российская и турецкая стороны заключили закрытое соглашение, Дамаск вряд ли бы решился на такую акцию.
Важен и другой момент: хотим мы или нет, но Турция участвует в сирийской операции в составе международной коалиции во главе с США, которая не имеет мандата ООН на ведение боевых действий в Сирии. Поэтому, с точки зрения международного права, действия Анкары, воюющей на территории соседнего государства, являются агрессией.
Да, Эрдоган несколько смягчил позицию по отношению к Дамаску. В частности, перестал публично говорить о необходимости упразднения режима Башара Асада. Но это не мешает Турции развивать наступление в рамках операции «Щит Евфрата».
Поэтому допускаю, что сирийская правительственная армия устроила туркам показательную порку. Чтобы напомнить, что воюют турки на территории чужого государства.
«СП»: — Как будет реагировать на эту «порку» Анкара?
— Скорее всего, Турция не сможет никак отреагировать. Именно потому, что воюет на чужой земле. Эрдоган не может ввязаться в войну против Сирии. Он понимает: за Дамаском стоят Москва и Тегеран, а еще дальше — Пекин. И это не обещает туркам ничего хорошего. Одно дело — гоняться за боевиками ИГ или теснить курдов. И совсем другое — столкнуться с серьезной коалицией.
Куда вероятнее, что Эрдоган будет искать дипломатический выход из ситуации. В частности, будет просить Москву подействовать на Дамаск. Сирийская сторона в этом случае может заявить, что Анкара не информировала сирийцев о расположении своих войск под Эль-Бабом. Или что сирийские летчики по ошибке приняли турок за боевиков ИГ.
В итоге, «показательная порка» сойдет Дамаску с рук.
«СП»: — Как долго турки будут наступать вглубь Сирии?
— Все зависит от того, каким видит Анкара будущее Сирии. По всем признакам, турки рассчитывают на фрагментацию этой страны. Они планируют оттяпать кусок сирийской территории, установить над ним полный контроль, а потом выходить на различные международные конференции, чтобы легитимировать эти приобретения.
Формально Москва и Анкара заявляют, что поддерживают принцип территориальной целостности Сирии. Но в реальности, я считаю, ситуация в регионе складывается негативная. Сейчас, например, трудно представить, удастся ли сохранить Сирию в довоенных границах. Неясно, какие действия будет предпринимать сам Дамаск, если не согласится со сценарием раздела страны. Непонятно, наконец, как поведет себя на Ближнем Востоке новая американская администрация.
Обратите внимание: столкновение сирийской правительственной армии с турками произошло на фоне заявлений избранного президента США Дональда Трампа о том, что Америка должна объединиться с Россией для борьбы с ИГ. Это значит, удар по туркам со стороны сирийцев может оказаться и провокацией.
— Я не исключаю, что в Сирии наши летчики отомстили за своего товарища Олега Пешкова, — говорит ведущий эксперт Центра военно-политических исследований МГИМО, доктор политических наук Михаил Александров. — Да, непосредственно в операции участвовали сирийские самолеты. Но разведданные для удара, возможно, были предоставлены российской стороной. Причем, турки не могут участникам операции ничего предъявить: все происходит в Сирии, и удар был нанесен по позициям «Свободной сирийской армии».
На деле это сигнал, чтобы турки не лезли в Сирии дальше положенного. Возможно, турецкая армия в своем наступлении перешла негласную границу, о которой условились Анкара и Москва. Насколько я понимаю, РФ не возражала, чтобы Турция брала под контроль приграничные районы, и создавала там «зону безопасности». Но турки, похоже, продвинулись вглубь Сирии значительно глубже, чем предполагалось. И, похоже, нас это не устраивает.
Важно, кроме того, понимать: турки, несмотря на договоренности, выстраивают в Сирии свою игру. Об этом, на мой взгляд, говорит недавнее заявление Эрдогана, что Турция рассматривает возможность вступления в ШОС.
Анкара играет на противоречиях между нами, ЕС и США. Она пытается изобразить себя потенциальным союзником России. И под этот посул продолжает нагло продвигаться вглубь Сирии.
Нынешний удар, повторюсь, — сигнал, что турки должны остановиться.
«СП»: — Как Анкара на него отреагирует?
— Любой шаг будет для турок проигрышным. Турция фактически оказалась в международной изоляции. Эрдоган рассорился с США, требуя экстрадиции оппозиционного исламского проповедника Фетхуллаха Гюлена. Анкара рассорилась и с Европой, которая приостановила переговоры с Турцией о вступлении в ЕС.
При таком раскладе Эрдоган не может пойти на возобновление конфронтации с нами, иначе стратегически проиграет. Мы, например, в ответ на недружественные действия Анкары, можем поддержать курдов. Иран, замечу, уже создал координационный центр, который связывает сирийских, иракских и турецких курдов. Мы можем пойти в том же направлении. И тогда наглая политика Турции очень дорого ей обойдется.
Впрочем, конфронтационный сценарий также возможен. Избрание Дональда Трампа явно добавило оптимизма Эрдогану. Бывший глава Разведывательного управления Минобороны США Майкл Флинн, который стал советником Трампа по национальной безопасности, долгое время работал на турецкую консультационную фирму. Именно поэтому Эрдоган неплохо поговорил с Трампом, и, возможно, получил от нового американского лидера какие-то обещания.
Например, что американцы перестанут поддерживать курдов. Это, возможно, прибавило турецкому президенту самоуверенности, и толкает его на новый конфликт с Москвой.
— Если формирования «Свободной сирийской армии», которые наступают при активной поддержке турок, возьмут Эль-Баб, ситуация под Алеппо существенно ухудшится, — уверен директор Центра изучения стран Ближнего Востока и Центральной Азии полковник запаса Семен Багдасаров. — К наступлению с запада и юго-запада на Алеппо прибавится наступление с севера. С этой точки зрения, Эль-Баб представляет собой важный плацдарм. Именно поэтому, я считаю, сирийское командование приняло решение о нанесении удара по туркам. И, скорее всего, такое решение не могло быть принято без согласования с Москвой.
Турки, вполне возможно, попытаются ответить. Анкара может решиться ударить по сирийской правительственной армии, увеличить количество войск, задействованных в операции «Щит Евфрата» и усилить натиск на Эль-Баб.
При таком сценарии наше вмешательство в ситуацию, и новый кризис в отношениях между Анкарой и Москвой — только вопрос времени.