Вопрос. Армянская общественность и пресса уже длительное время обсуждают заявление посла по особым поручениям МИД РФ Элеоноры Митрофановой, согласно которому «вопрос присвоения русскому языку статуса второго государственного языка в бывших странах СССР будет внесен во внешнеполитическую повестку России, и Россия приложит все усилия в этом направлении». Многие говорят, что это очередной шаг, направленный на колонизацию Армении, другие же утверждают, что без русского языка невозможно организовать основательное и современное образование.
На днях к этому прибавились разговоры о возможности российских граждан посещать Армению по внутренним паспортам, что армянские русофобы опять же рассмотрели в рамках колонизации Армении. На самом ли деле Россия поставила перед собой задачу колонизировать постсоветское пространство, и должна ли армянская общественность, рассматривая эти шаги как проявления колонизации, бороться с ними?
Ответ. Прежде всего, следует понимать логику госпожи Митрофановой и контекст сделанного ею заявления. Посол по особым поручениям МИД РФ утверждает, что в странах СНГ русский язык определен термином «язык межнационального общения», который не имеет четкого и понятного юридического толкования, что, в свою очередь, является проблемой доступности его изучения. Здесь мало кто оспорит тезис, что в рамках Содружества русский является языком межнационального общения. На круглом столе, посвященном языковой политике России, Митрофанова привела данные ООН, в соответствии с которыми в 2015 году население СНГ (без учета РФ) насчитывало 138 млн человек, русским языком владели лишь 61 млн человек, 36,9 млн – пассивно, 35,6 млн уже не владеют русским языком. Были также указаны страны, в которых положение дел с обучением и владением русским языком вызывает особую тревогу – Латвия, Эстония, Грузия и даже Украина. Не стоит забывать, что в том числе в указанных странах русское и русскоязычное население составляет немалый процент.
Да, было сказано: «Русский язык должен получить законодательный статус в странах бывшего СССР», а также «Развитие и правовое закрепление определенного статуса русского языка в конституциях и практике наших соседей – это наша первоочередная задача». Но вместе с этим ею же было сказано следующее: «Создание некоего объединения по примеру франкофонии было бы тоже правильным движением по продвижению русского языка. Сразу этого не удастся сделать, но именно в этом направлении нужно двигаться». Очевидно, что Элеонора Митрофанова в данном случае выступает как эксперт и высказывает всего лишь экспертное мнение, предлагает на рассмотрение различные варианты. Занимаемая высокая должность играет не более чем второстепенную роль, соответственно, высказанное мнение неуместно приписывать МИД РФ как официальную позицию. Теперь попробуем представить, что по итогам различных форумов и обсуждений внешняя дипломатия России включает вопрос русского языка в число приоритетов. И что из того? Разве МИД любой страны не вправе сам определять направления своей деятельности, нравится это кому-то или нет? Разумеется, вправе, равно как и каждая страна вправе проявлять понимание или нет к пожеланию российских коллег.
Конечно, чтобы выплеснуть свой яд русофобии, многим нужен только повод, а некоторых даже его отсутствие не смущает. Попробуем рассуждать непредвзято – вредит ли изучение русского языка национальным интересам, в частности, Армении? Я не вижу причин для опасения. Ведь вовсе не обязательно, особенно в таких мононациональных странах, как Армения, чтобы русскому языку был присвоен статус второго государственного. Вместе с тем можно же законодательно закрепить, что государство будет уделять должное внимание обучению русскому языку, вплоть до включения в школьную программу как обязательного предмета. Чем плохо, если подрастающее поколение будет иметь возможность приобщиться к русской культуре, читать на языке оригинала классиков русской литературы? Побаиваются пагубного воздействия на умы сограждан Пушкина, Чехова, Достоевского, Мандельштама и многих других? Не говоря уже о специальной и профессиональной литературе, начиная от медицинской и заканчивая высокими технологиями. Много такой литературы переведено на армянский язык? Вообще, как мне думается, государство должно заботиться о том, чтобы население обучалось и владело как можно большим количеством иностранных языков. Поверьте, от этого никто не обеднел. Чем плохо будет, если учитывая заинтересованность российской стороны, договориться о финансировании просветительных проектов из бюджета северного соседа? Получать знания, не затрачивая на это собственные средства, разве плохо?
В принципе понятно, почему так возбудилась русофобская, довольно тонкая, должен заметить, прослойка в Армении. Невооруженным взглядом видно, что эти же люди позиционируют себя и как сторонники прозападного курса, подхватывая тренд – русофобством можно прислуживаться перед Западом. Только надо понимать, что тренд уже уходящий. И второе, ровно те же люди якобы пекутся о суверенитете страны больше всех. Здесь, как говорится, нестыковочка: глобализация всегда происходит за счет ущемления суверенитета. Так что определиться надо: либо одно, либо другое. Собрать все популистские высказывания и понятия в одну кучу – не признак политической зрелости и национального самосознания.