США признают, что их позиция по курдской проблеме в Сирии и Ираке и ближневосточный кризис в целом пошатнули отношения Вашингтона и Анкары. Между тем в Вашингтоне надеются, что, несмотря на существенные различия в подходах Турции и США по региональным темам, все же стратегическая кооперация между двумя странами не потерпит негативных трансформаций. Об этом на днях на встрече с представителями СМИ и гражданского общества заявил глава политического и экономического отдела посольства США в Армении Мэтью Юсен. В своей речи он представил некоторые детали стратегии США в регионе Ближнего Востока, а также коснулся теме армяно-турецких отношений, в том числе затрагивая проблемные аспекты в отношениях между США и Турцией.
Турция важный, но проблематичный партнер
В последние годы в отношениях двух союзников по линии НАТО появляется все больше трещин. Позиции США и Турции разнятся по таким чувствительным региональным проблемам, как политическая судьба курдов, оказавшихся в тисках войны в Ираке и Сирии, а также урегулирование армяно-турецких отношений. Настоящим испытанием для турецко-американских и без того сложных отношений стал вопрос экстрадиции проживающего в Пенсильвании влиятельного исламского проповедника турецкого происхождения Фетуллаха Гюлена. Исламского проповедника в Анкаре обвиняют в организации неудачного военного переворота в Турции в июле текущего года и требуют от США его экстрадиции. Руководство США отмечает, что Турция не предоставила веских доказательств вины Гюлена.
Однако для турецких властей, похоже, вопрос экстрадиции и «посадки» Гюлена в Турции, наряду с репрессиями в отношении курдских политиков и выступающих против истеблишмента политических и гражданских лиц, является важной составляющей в формировании идеологии новой (назовём его условно «эрдогановской») модели турецкого государства. «Когда к власти в Турции пришел Эрдоган, многие недовольные кемализмом турецкие граждане надеялись, что с этой идеологией будет покончено. На самом деле, произошло обратное — к „кемализму“ добавился „эрдоганизм“», — отмечает в беседе с корреспондентом EADaily гражданский активист из Турции, фотограф Умут Ведат.
Между тем если в вопросе нормализации армяно-турецких отношений все довольно ясно и процесс в глубоком тупике, то проблема формирования независимого курдского государства под «больным желудком» Турции и передачи Гюлена в руки турецкого правосудия продолжают торпедировать двусторонние отношения. На днях Анкара открыто поставила США «вилку». После того, как в США прошли переговоры по вопросу экстрадиции Гюлена, министр юстиции Турции Бекир Боздаг заявил, что Фетуллах Гюлен для Турции — та же фигура, что для США Усама бин Ладен, и добавил. «Верим в то, что США не предпочтут террориста Турции».
Представитель посольства США в Армении Мэтью Юсен, который в свое время в Вашингтоне занимался проблемами Сирии и Ирака, все же надеется, что проблемы в отношениях союзников утрясутся. В его речи красной нытью проходила мысль, что Турция для США важный, но проблематичный партнер, союзник. «Главное, чтобы наше глобальное и стратегическое партнерство не пострадало от этого. Именно поэтому НАТО охраняет воздушное пространство Турции, а мы заинтересованы в стабильной, демократической и процветающей Турции», — отмечает Юсен, ссылаясь на то обстоятельство, что ближневосточный кризис, который заставляет вздрагивать всю Европу, вынуждает США закрывать глаза на происходящие в Турции репрессии. Речь о захлестнувших Европу мигрантах, которых в Турции больше трех миллионов, а на их содержание ЕС ранее выделил Анкаре около 3 млрд евро. Свое почтение Турции по этому вопросу выразил и американский дипломат. «Мы очень рады, что Турция взяла на себя обязательство предоставить убежище сирийским беженцам», — особо отметил Юсен.
Касаясь проблемы экстрадиции Гюлена в Турцию, Юсен вновь озвучил официальную позицию США, согласно которой последнее слово «за судебной властью». Он лишь коротко добавил: «С учетом важности отношений с Турцией, мы начали рассматривать этот вопрос (не уточнил, рассмотрение запроса Турции может привести к выдаче Гюлена в руки турецкой правосудии или нет — прим. ред.)».
Армения-Турция: причем тут США?
Мэтью Юсен коснулся вопроса налаживания армяно-турецких отношений, чему, по его словам, содействуют США, однако сразу же добавил, что на данном этапе ожидать каких-либо положительных сдвигов в этом процессе не стоит. «Сейчас Турция находится в сложном этапе внутренних трансформаций (власти инициировали переход к президентскому режиму правления — ред.) и внешних угроз. Урегулирование отношений с Арменией — риск для турецкого руководства. Это может вызвать протестные процессы в стране», — сказал Юсен.
Юсен при этом не упомянул, что процесс нормализации армяно-турецкий отношений начался отнюдь не вчера. Он был инициирован еще в 2009 году при посредничестве Швейцарии, его геополитическими спонсорами стали США, Россия и ЕС. Однако даже тогда руководство Турции, которое находилось в процессе диалога с курдами и объявило концепцию «ноль проблем с соседями», все же негласно отказалась от подписанных в Цюрихе протоколов по налаживанию двусторонних дипломатических отношений и открытию границы с Арменией.
После длительных пояснений, почему Турции сейчас не может дать шанс налаживанию армяно-турецкий отношений, Юсен открыто и коротко заявил: «На повестке руководства Турции сейчас не стоит вопрос армяно-турецкий отношений». Затем он добавил, что США понимают существования связи между армяно-турецким процессом и нагорно-карабахским конфликтом, однако официально не связывают эти процессы и не обусловливают одно другим. «Мы понимаем, что есть связь, но мы не связываем их. Если бы мы связали эти проблемы, это бы сильно затруднило их разрешение. Однако мы также понимаем, что нормализация армяно-турецких отношений будет положительно влиять на процесс разрешения карабахского конфликта», — сказал американский дипломат.
Он добавил, что США продолжают содействовать процессу армяно-турецкого примирения и считают, что именно Турция должна сделать шаг на встречу. Между тем раскрыв скобки, он представил геополитическую значимость нормализации отношений между Арменией и Турцией для США. Для Вашингтона процесс не ограничивается лишь Арменией и Турцией. Его контекст гораздо шире, и он укладывается в региональную геополитику. «Нормализация отношения между Арменией и Турцией означает появление общей и открытой границы между двумя военно-политическими блоками — НАТО и ОДКБ в этом регионе. Кроме того, это приведёт также к росту роли и влияния Турции в регионе, что автоматически означает снижение влияния России в этом направлении», — подчеркнул он.
Судя по заявлениям американского дипломата, а также недавним высказываниям главы МИД РФ Сергея Лаврова о возможной положительной роли Турции в решении нагорно-карабахского конфликта, можно предположить, что в регионе Южного Кавказа Москва и Вашингтон признают определенную роль Анкары, но каждый желает видеть ее на этом поле исключительно в статусе «своего игрока». Тем самым, за каждым из них закрепляется также роль геополитической доминанты в регионе. Между тем, Турция в региональной политике балансирует на тонкой линии между США и Россией, во многих вопросах соглашается с той или другой страной, но в целом пытается вести «свою игру». Анкара положительно реагирует на вышеупомянутое заявление Лаврова, часто благосклонно кивает головой перед спонсируемыми США региональными инфраструктурными проектами, но планомерно увеличивает свой экономический, политический, а в последнее время и военный компонент влияния в Грузии и Азербайджане.
Турция — угроза для Армении?
В своей речи американский дипломат выразил уверенность, что в Армении слишком преувеличивают исходящие из Турции угрозы. Юсен, однако, «подзабыл» о том, что в дни апрельских военных действий в зоне нагорно-карабахского конфликта Анкара однозначно поддержала Азербайджан, а в период обострения российско-турецких отношений военные вертолеты Турции дважды «из-за плохой видимости» нарушили воздушное пространство Армении.
Юсен подчеркнул, что Армения, исходя из оценки региональных угроз, приняла решение выбрать в качестве стратегического союзника именно Россию. «Это суверенное решение Армении. Однако здесь задачей для США является то, чтобы предложить альтернативы», — сказал он, между тем, затрудняясь четко ответить на вопрос, есть ли у США реальная альтернативная (российской) стратегия безопасности для региона и в частности для Армении. Более того, дипломат заявил, что в настоящее время вступление Армении в НАТО — нереально. «Это не реалистично. Армения должна сама оценивать свои риски и находить пути для их нейтрализации. В конце концов, они не ограниваются лишь выбором между Россией, НАТО и США», — сказал Мэтью Юсен. В заключение он лишь добавил, что в США положительно оценивают сбалансированную внешнюю политику Еревана, ибо она предоставляет стране возможности, будучи в составе ЕАЭС и ОДКБ, активно сотрудничать также с НАТО и ЕС.