Вопрос. Вчера российские СМИ распространили информацию о том, что правительство России представило на утверждение президента армяно-российское межгосударственное соглашение, предусматривающее создание совместного армяно-российского кавказского войскового соединения, цель которого – «обеспечить безопасность сторон в кавказском регионе». Целью совместного войскового соединения будет защита границ Армении и России, а также противостояние в случае нападения на одну из сторон. Какую цель преследует создание подобного войскового соединения, если у Армении и России для реализации тех же целей есть такая площадка, как ОДКБ и, кроме того, в Армении дислоцирована 102-я российская военная база, а армяно-турецкую и армяно-иранскую границу защищают пограничные войска РФ?
Ответ. В самом тексте соглашения между Москвой и Ереваном сформулирован его основной смысл: «в целях обеспечения безопасности сторон в Кавказском регионе коллективной безопасности» и «учитывая разобщенность территорий сторон» создадут Объединенную группировку Вооруженных сил двух стран, которая будет способна обеспечить «адекватное реагирование на вооруженное нападение (агрессию), а также на другие вызовы и угрозы безопасности сторон». По-моему, все, что целесообразно огласить с военной точки зрения, этим сказано. Нужно понимать, что в военном деле есть своя специфика, и вовсе не обязательно оповещать общество обо всех деталях. Обычная практика. Главное, что видно из текста соглашения: Объединенная группировка носит исключительно оборонительный характер и не направлена против кого-либо. Это важно подчеркнуть. Второй важный аспект, на который обратил бы внимание, это материально-техническое и финансовое обеспечение группировки. Указано, что каждая сторона самостоятельно обеспечивает свой контингент, выделенный в состав группировки. Но есть особая оговорка: «в случаях, когда материально-техническое обеспечение войск... затруднено, восполнение запасов материальных средств, восстановление вооружения и военной техники, выполнение иных мероприятий материально-технического обеспечения может осуществляться за счет одной из сторон». Думаю, очевидно, о какой именно стороне здесь идет речь. И, несмотря на это, в любом случае командующий Объединенной группировкой назначается Верховным главнокомандующим Армении по согласованию с Верховным главнокомандующим ВС России.
В чем целесообразность формирования дополнительного кулака, как уже сказал, дело военных. Никакой политики здесь не вижу по указанным в вопросе причинам: 102-я база, охрана границ и т.д. Уровень военно-политического сотрудничества между двумя странами настолько высок, что в дополнительной подпитке, на мой взгляд, не нуждается. А то обстоятельство, что Группировка формируется на двусторонней основе, а не в рамках ОДКБ, могу только поприветствовать. Неоднократно высказывал мнение, что в случае с Арменией уж точно реальной гарантией безопасности может служить только двустороннее сотрудничество с Россией. В ОДКБ участвовать можно, конечно, но нужно реально понимать, что в час икс на нее особо рассчитывать не следует. Возможно, эта организация может себя проявить эффективно в совместной борьбе с терроризмом, когда все прочие национальные интересы отходят на второй план и не затрагиваются. Стоит только одна задача – обезопасить себя по внешнему периметру от головорезов без Родины и без национальности. В наше время это не меньшая угроза.